О "Гедде Габлер" Ибсена.

Jun 08, 2013 14:29

Не о спектакле, о пьесе:

Пьеса «Гедда Габлер» была написана Г.Ибсеном, одним из основоположников «новой драмы» в то время, когда умы современников драматурга были покорены ницшеанскими идеями. В творчестве Ибсена страстная горячность этих идей перетекла в северное спокойствие и умеренность, в скрытую тайнопись символов и сдержанность образов.
 «Гедда Габлер» могла бы стать произведением о начале новой жизни: в только что купленный дом, спустя несколько месяцев после свадьбы, приезжают молодожены Гедда и Йорган Тесманы; новую жизнь начинает талантливый писатель и ученый Левборг; бросив постылого мужа, убегает из дома Теа Эльвстед; открывается новому служению бескорыстная душа фрекен Юлиане; даже циник Бракк пытается окунуться в море новых удовольствий. Но Ибсен пишет не о будущих перспективах, не о развитии личности. Он говорит о нереализованной жизни, о ранней усталости от нее, об отсутствии смысла существования, без которого не может обойтись даже сверхчеловек - Гедда Габлер.
Героиня Ибсена щедро одарена природой: холодный ум, сильная воля, подчиняющая себе жизни окружающих людей, власть над самой сложной и важной персоной - над собой, и кроме того, непомерная гордость, стремление к совершенной красоте… В ней нет только любви. Красавица Гедда подобна прекрасной статуе, в которую невозможно вдохнуть жизнь. Попытка Левборга вызвать в ней страсть наталкивается на жестокий и отпор и страшную месть. Дочь генерала Габлера сознательно отказалась от страстей, четко понимая, что чувственный пыл - это не любовь. Оказаться в его власти - это значит опуститься со сверхчеловеческой высоты на уровень эмоций и инстинктов, на тот уровень, где человек перестает владеть собой. Но и в том безвоздушном, космическом пространстве, где царит Гедда, для нее нет жизни, ибо нет цели, нет смысла, нет развития.
* * *
Каким окажется спектакль по пьесе об отсутствии смысла жизни, о сверхчеловеке, для которого "Бог умер", увидим 15 июня.

Таганка

Previous post Next post
Up