"Живаго (доктор)"

Jan 13, 2009 23:32


Решила писать потихоньку о своих любимых спектаклях. Первый, конечно, "Живаго" в Театре на Таганке.
(Хотя отдал меня во власть Таганки "Евгений Онегин" 6 июня 2007 года). Нарушу хронологию и напишу о спектакле, чья музыка порой всплывает в памяти и нарушает мой спокойный серый день своей торжественной красотой и величественностью . 
История любви и история семьи, жизнь живого (по-старославянски живаго) человека в страшные годы революций и войн, его мысли о времени, о себе, его чувства к близки и родным людям, его любовь и его вера в Бога - сюжетная линия спектакля. Житие Юрия Живаго вместило в себя всю боль эпохи, все страдания.

Первое действие захватывает ураганным напором, стремительным вихрем сменяющих друг друга картин - быта, войны, семейной трагедии, революционной жестокости, болезненного тифозного бреда, случайных встреч и предопределенных испытаний. Дробный монтаж дает представление о вехах истории, о частной жизни, о надмирном масштабе свершающегося, и не позволяет объять происходящее разумом. Сменяющие друг друга эпизоды ускользают от сравнений с литературной основой, от прямого исторического и иного анализа, заставляя сердце внимать напрямую, как слушаем мы музыку, воспринимая ее органами надсознания, впитывая душой.

«Живаго» Любимова - театральная симфония, где в удивительной гармонии слились все элементы сценического искусства: музыка усиливает звучание слова, строка прозаическая звучит в особом поэтическом ритме, цвет подчеркивает логику сюжета, пластика выражает душу, свет оттеняет чувства. Система лейтмотивов, ритмизация прозы,превосходство интуиции над логикой выводит «Живаго» из привычных жанровых определений. Этот спектакль - музыкальная притча, самый главный и самый важный урок которой - любовь и сострадание к стране, пережившей и катастрофы, и беды, и не потерявшей надежду на спасение. Энергетические потоки, то плавно текущие со сцены, то напором врывающиеся в душу, будят то сокровенное, что зашифровано и скрыто в генотипе, хранящим все пережитое страной и народом.

Литературная канва спектакля включает в себя и строки Пушкина, и Мандельштама, и Блока, и христианские молитвы - произведения наиболее точно и полно передающие мысль режиссера. Кто лучше Пушкина выразит недосягаемое желание семейного покоя? Кто лучше Мандельштама скажет о тотальном страхе, переживаемом целой страной? Что лучше слов молитвы передаст разговор с Богом?

Строки поэмы А.Блока «Двенадцать» и ярко, и музыкально передают атмосферу революции - ту безумную метель, что вздыбила землю и пролилась кровью. Народная гульба, разудалость и бесшабашность свободы туманит сознание, оборачиваясь жестокостью и ведя к убийству. Темы из «Двенадцати» звучат лейтмотивом в спектакле, расставляя вехи в либретто - грандиозная провокация революции, метафизический вихрь, обнаживший душу народа, вечное притяжение любви и просвет избавления, как вера в Спасителя.
Это не все. Позже допишу.

Живаго, Пастернак, Театр на Таганке, театр, Любимов, Таганка

Previous post Next post
Up