Sep 28, 2009 22:21
Правду говорят, что после Таганки ни один театр не придется по душе. Хваленый, раскрученый С.Женовач с его "Мальчиками" - мимо. Хорошие актерские работы, отличные профессиональные навыки, "четвертая стена" в два кирпича (Станиславскому бы понравилось), прекрасная тренированная память... Что еще?.. Пара цитат из "Доброго человека из Сезуана" Ю.П.Любимова. Добротное здание. Вот и весь театр. Взяли с полки томик Достоевского, прочли несколько глав и поставили на место, забыв, что текст оживает в момент интерпретации, при соприкосновении мысли автора с мыслью читателя, режиссера, композитора... Художественное чтение - все-таки немного другой жанр. Сразу захотелось бежать на Таганку, припасть к настоящему искусству, считывать режиссерскую мысль, наслаждаться актерской работой такого высочайшего уровня, когда каждый жест, каждый звук наполнен смыслом. Алеша Карамазов в "Мальчиках" Женовача был хорош, и когда он стоял спиной к залу, мне даже казалось, вот повернется он - и я увижу настоящего Алешу, рядом с которым спасаются страдающие герои Достоевского, светлоликого Дмитрия Муляра. (Для тех кто не помнит его, позволю себе напомнить, что это тот самый артист, что сыграл Юрия Гагарина у Алексея Учителя, с истинно гагаринской лучащейся и слегка смущенной улыбкой. Потом у него были другие роли в кино, одна из которых какой-то мент (что еще может предложить современный кинематограф талантливому, тонкому, умному артисту?). В один вечер, переключая каналы, на этот самый ментовский сериал наткнулся Юрий Петрович :))) И все следующее утро до репетиции я выслушивала его едкие рассуждения, что, конечно, роль мента - это глубина, это психологизм, куда там Достоевскому с его Алешей Карамазовым! Он и сам смеялся, и на мои возражения, что проходная роль в кино никак не влияет на театральные работы Д.Муляра, говорил, что артисты - народ хитрый, и меня могут обвести вокруг пальца, но его, бывшего артиста, ни за что. Люблю Юрия Петровича, когда он в таком расположении духа - лукавом, шутливом, ироничном!) Все работы в "Карамазовых" прекрасны - инфернальный Иван Карамазов (Сергей Трифонов), черт-Смердяков (Влад Маленко), роковая красавица Грушенька (Анастасия Колпикова), добродетельная, но не без червоточинки, Катерина Ивановна (Анна Агапова), всех не перечислишь - но все артисты такого дарования, при котором даже краткое их пребывание на сцене, каждый жест, каждая реплика делают для создания образа больше, чем многочасовые монологи.
После "Мальчков" захотелось бежать на Таганку, смотреть "Братьев Карамазовых" и классику - "Доброго человека из Сезуана"!
Сегодня "Женитьба" Н.В.Гоголя на Юго-Западе - опять мимо. Режиссер пытался решить спектакль в стиле народного театра, балагана, но скатился до "Камеди-клаба" (((( Увижу ли я настоящий гоголевский спектакль??? Где-нибудь? Когда-нибудь? "Женитьба" в "Маяковке" - жуткая пошлятина. А.Лазарев с гимнастической лентой в руке - намек на аллогизм и абсуд в творчестве Гоголя? Убожество, а не спектакль. Артисты не понимают, что играют. Е.Симонова (Агафья Тихоновна) в одном из интервью рассказывала, как "забавляется" на спектаклях, в одном скажет по тексту "И 27 лет в девках не провела", в другой раз "37 лет", "29" и т.п. Люди не понимают, насколько значима и символична у Гоголя каждая (!) деталь. Практически то же самое произошло и на Юго-Западе. Подколесин был превращен в какого-то олигофрена. Агафья Тихоновна - тряпичная баба на чайник и т.п. "Женитьба" - потрясающая пьеса о неотвратимости выбора, об экзистенциальном состоянии перехода, о детерминированности выбора или о том, как вездесущий черт вмешивается в дела людские, запутывает, наводит туман, подчиняет своей воле. Гоголь знал того, о ком писал. В этом вся жуть такой казалось бы прозаичной "Женитьбы". И Арцибашев, и Белякович увидели верхний пласт пьесы - бытовую сумятицу. Или испугались идти альше. Или решили, что публика жаждет пошлых шуток, а не откровений об устройстве жизни.
Справедливости ради надо отметить одну (всего лишь) актерскую работу - Кочкарев Алексея Матошина. Своей гибкой пластикой, своей обворожительностью он напомнил мне "мелкого беса" Хлестакова (думала, что он и играет Хлестакова в "Ревизоре", оказалось, нет). Этот Кочкарев был игривым лукавым, моментами страшным в своей напористости. И в конце раздавленным (насколько это возможно для такой сущности) бегством Подколесина. Хороший артист (запримеченный еще в роли Мекки-ножа), хорошая работа.
После спектакля мне повезло - сдала билеты на "Самоубийцу", купленные до начала. Comedy style этого театра мне знаком. Следующий поход - на "Калигулу". Надеюсь, повезет больше.
театр на Юго-Западе,
Театр на Таганке,
театр,
Таганка