По земным меркам - молодые. По театральным - зрелые. Каждый из них с успехом солирует в постановках Мариинского театра. Они амбициозны, несмотря на скромность. И выносливы, несмотря на внешнюю хрупкость. Они звезды. Без сомнения.
Вы в Мариинском театре третий сезон, но уже исполняете сольные партии. Успех стремительный, а какова его цена?
Ну, здоровьем расплачиваться, к счастью, не приходится, а вообще все очень сложно и ответственно. Когда я пришла из Вагановского училища в театр, приходилось иногда делать все сразу - осваивать кордебалет и одновременно большие сольные партии. У меня очень много амбиций, я люблю проявлять свою индивидуальность. Поэтому все эти кордебалетные партии не для меня - нужно стоять в одну линию на маленьком пятачке, в то время как солистка занимает всю сцену, и именно ей восхищаются, ей достаются аплодисменты.
Ваши персонажи все как одна с чистыми носиками и непорочными душами. Принцессы, одним словом. Наверное, вам, как человеку амбициозному, хочется сыграть что-нибудь рваное, остро-психологическое?
Еще как хочется! В классике приходится себя ограничивать, сдерживать эмоции, думать о количестве пируэтов... Люблю модерн и мечтаю исполнить партию в современном ключе. Знаете, иногда вообще хочется станцевать что-нибудь для души, раствориться в музыке, отдаться эмоциям...
Тем не менее вас считают образцовой классической балериной?
Вот этого я как раз и не могу понять. Почему все пишут о том, что я классическая?! В моих выступлениях не все подчинено традиции. Я всегда добавляю что-нибудь от себя, но этого почему-то не видят, не улавливают. И еще... это странное навязчивое сравнение с Ульяной Лопаткиной. Надо так плохо разбираться в балете, чтобы меня с ней сравнивать... Мы такие разные. Между нами большая возрастная разница. Лопаткина - состоявшаяся балерина, прима. А я пока что в разряде корифеев. Я только третий сезон в театре и лет через десять буду другой...
Какой?
Хотелось бы танцевать и классику, и модерн. Следовать традиции, но при этом быть индивидуальной, экспериментировать. Буду разносторонней балериной.
Алина, вы молодая, красивая, хочется, наверное, плюнуть на всех, пропустить репетицию и пойти в клубе оторваться?
Клубы не люблю. Но, когда есть свободное время, хожу на футбольный стадион. Я же большая фанатка «Зенита». У меня в комнате все обклеено плакатами с игроками. Как бы они ни играли, всегда за них болею. Хожу на матчи. Знаете, сама атмосфера стадиона заводит. Столько людей, эмоции через край. Где еще можно так поорать? Только там... Но все-таки балет - прежде всего. Ему я отдаюсь полностью и жертвую все без остатка.
Ну а если звезда фигурного катания предложит вам руку и сердце?
Балет не брошу и скажу: «Извини, но тебе тоже придется частично жить балетом». Не нравится - до свидания... Вы же на Ягудина намекаете. Вот не понимаю, откуда эти слухи про роман, про свадьбу. Все неправда. У меня есть бойфренд - танцовщик Мариинского театра Антон Корсаков. Мы счастливы.
Леонид Сарафанов: 23 года, первый танцовщик, лауреат российских и международных конкурсов, но «медалями» греметь не любит. Скромен, талантлив, прыгуч и остроумен.
Вас можно поздравить с очередным успехом в «Ла Скала»...
Триумфом (иронически усмехается). Если серьезно, то прием на самом деле был отличным. Я танцевал «Баядерку» в версии Натальи Макаровой. Публика рукоплескала, но... могла бы и активнее рукоплескать. Вообще мне нравится выступать в «Ла Скала». В Милане меня уже хорошо знают, даже присудили премию лучшего танцовщика за 2005 год...
А в 2006-м в Москве вручили престижную Benois de la Dance, и тоже как лучшему танцовщику. Головокружения от успехов не боитесь?
Да нет. Все эти премии... Ну вручили, ну в газете написали. Приятно, конечно, но чтобы головокружение... Да, назвали лучшим танцовщиком, но сколько людей, столько и мнений. Оценки всегда субъективны, поэтому единственный критик, к чьему мнению я прислушиваюсь, это мой педагог, Геннадий Наумович Селюцкий. С ним я уже долго работаю. Зрительская реакция, конечно, тоже очень важна. Когда чувствуешь, что она положительная, получаешь дополнительный стимул. Зрители всегда искренни, поэтому к их мнению я всегда прислушиваюсь. А критика... ей не доверяю. Разные критики - для кого-то я лучший, кто-то так не считает...
Кто-то вас с Михаилом Барышниковым сравнивает. Не обижаетесь?
Наоборот. Это очень лестно. Барышников - мой самый любимый танцовщик. И если я действительно чем-то на него похож - замечательно. Пусть сравнивают.
В балете нужно уметь кусаться?
С волками жить - по-волчьи выть. Я так считаю. Не только в балете. Театр во всех областях одинаков. Везде есть свои волки, интриги, завистники. Это уже привычно и никого не удивляет. Если нет никаких интриг, поползновений, то к театру пропадет интерес. Главное, чтобы он при этом не превратился в ток-шоу. Но надо стараться сохранить человеческое лицо даже среди волков. Ваши «волки» делятся на два типа. Одни завидуют таланту, вторые - стопе.
С талантом - понятно, а что такого в вашей стопе?
Ой, я не могу сказать, что у меня она какая-то супернеобычная. Не знаю. Конечно, многое в карьере танцовщика зависит от физических возможностей, в частности от строения стопы. Некоторые, к примеру, моя преподавательница Алла Вячеславовна Лагода, восхищалась моими данными - наверно, отсюда все эти слухи о стопе. Впрочем, если она кому-нибудь нравится - я очень рад.
На сцене вы - мальчик-принц, мальчик-цветок. В жизни тоже?
Это Цискаридзе - цветок... нарцисс. А мне-то зачем? В жизни я кактус - мексиканский такой, из которого текилу гонят... Понимаете, сцена - это красивый мир. Там лучше, чище, искреннее. В жизни вообще все намного проще, обыкновеннее. Все думают: «Ах, балет!» А это рутина, тяжелый труд. Я в свободное время в основном либо сплю, либо в самолете сижу. Очень редко позволяю себе расслабиться. Люблю фотографировать - по-любительски. Просто снимаю все, что вижу.
Текст Ольга Хорошилова
Фото Юрий Молодковец, Светлана Юферова