Ангел У.
Вообще-то я думала, что всё. Кода. Вяло теплится балет на фестивале «Белые ночи». Скоро закроется сезон. Там - каникулы. А там и закроют на многолетнюю реконструкцию саму Мариинку. Разумеется, труппа бы осталась и даже давала спектакли. Но классический балет - такое искусство, которое почему-то живет только в своих родовых замках с привидениями. Искать его с лупой на просторах очередного ДК? Я не настолько азартна. На прощание думала сводить вас на балеты Баланчина 23 мая: в «Вальсе» Равеля выйдет Ульяна Лопаткина.
«Вальс» похож на стихотворение Лермонтова. Для Баланчина, который больше всего ценил логику и дневной свет, это весьма необычный балет. Там шумный бал с холеными женщинами в газовых платьях и длинных перчатках. И не происходит ощутимо ничего. Какие-то тени, маски, шепоты, мелькающие пары похожи на обрывки сновидений. Вальс затягивает как воронка. В конце героиня падает замертво. Кавалер в черном оказался смертью. Элемент отважной и романтичной юношеской безвкусицы в этом всем - какой-то тоже очень лермонтовский. А вот Лопаткина танцует скорее Чайковского: то, что музыковеды у него называют «темой фатума» и про что Шестая симфония, она же «Патетическая». Мне Лопаткина нравится в «Вальсе» и просто за пластическое удовольствие: свои длинные худые руки в перчатках она складывает почти как Иветт Гильбер на афишах Тулуз-Лотрека... Вот на этом я примерно и хотела закончить свою прощальную колонку.
Но Ульяне Лопаткиной в Москве вручили звание народной артистки РФ, и был прием в Кремле. Дальнейшее в пересказе обрело черты легендарного телефонного разговора Сталина с Пастернаком. На приеме к Ульяне Лопаткиной подошел президент и светски поинтересовался, как дела. «Плохо», - строго ответила Лопаткина. Ее еще надо себе представлять. Ульяна Лопаткина невероятно уравновешенный человек. И у нее твердый спокойный взгляд. Почти назавтра все закрутилось. В Петербург прибыл Михаил Швыдкой, были госпожа губернатор и собрание труппы. Ульяна Лопаткина на вопрос «Как дела?» сказала президенту, что театр закрывают на реконструкцию, а адекватного здания для балета так и нет. Теперь, я верю, оно будет. И значит, еще не всё.
Знаете, я после этого стала думать: а какая еще балерина могла так поступить? И поняла, что никакая. Взвесив ситуацию с выселением, все, кто мог, набрали бы себе побольше контрактов за границей. Подальше от проблем. И это понятный житейский выбор. Ведь жизнь-то одна, а профессиональный век балерин краток. Ведь классический балет как дерево: растет на одном месте всю жизнь. Или умирает.
В середине 1990-х Ульяна Лопаткина своими «Лебедиными озерами», «Баядерками», «Умирающими лебедями» вернула в классический балет широкую публику. Тогда она была единственной балериной, чей талант воздействовал на зрителей так непосредственно и сильно, что вслед за Ульяной зрители полюбили в балете и все остальное. Гаевский патетично назвал ее «ангелом с огненным мечом у врат классического балета». Теперь это оказались тоже не просто слова. А 23 мая Ульяна Лопаткина как ни в чем не бывало будет танцевать «Вальс» Баланчина.
Афиша, № 9, май 2006.
P.S. Ю.Я., похоже, большой любитель мифотворчества. У Лопаткиной ведь, помимо образа ангела с огненным мечом, единственного охранителя классики, уже есть миф. Про Жития святых, которые она читала за кулисами, когда ее карьера только-только начиналась. И хотя в интервью она этот факт отрицает - миф живет своей, отдельной от персонажа жизнью. Другие СМИ как-то слабо отписались по поводу ее беседы с президентом. Но мифов, по Ю.Я., похоже, много не бывает. Так что тему спасения театра одной-единственной балериной она наверняка еще затронет. А может, и не только она. А может даже будет еще один миф. Заявка-то сделана. Только, сдается мне, ни в каких мифах У.Л. давно не нуждается. И не нуждалась никогда. Она ведь сказала правду и ничего кроме правды. - простой и естественный поступок. Было бы странно, если б промолчала.
Мучает, правда, любопытство - а не случись в это время вручения звания - неужели все так и катилось бы своим чередом? и что, так никто и не сказал бы, что дела идут неважно? И почему вообще это нужно сообщать только и исключительно ВВП, иначе дело не сдвинется с мертвой точки?
Воистину, "умом Россию не понять" - фраза вечная, на все времена.