Jul 31, 2023 15:58
Сезон закрыла, не собиралась в общем-то, но надо было выгулять внезапных дорогих гостей. А получилось удачно, Мандарин/Синяя Борода Бартока на редкость своевременное приобретение театра. Мрачным временам - сумрачные зрелища. И конечно любопытно было Мандарина посмотреть в версии Надежды Батоевой. Для меня она в первую очередь про витальность, тепло, энергию, отвагу и азартный интерес к жизни, ожидание счастья и доброжелательность к миру вокруг. Тем интереснее, когда она танцует про dark side и depression, что , казалось бы, и не её епархия совсем. И я не ошиблась, с первых тактов, с её первых шагов по сцене пазл сложился безупречно. Я не жалую истории в балете, чистый танец и музыка самодостаточны, но в этот раз была да, именно история. И слово нашлось само собой, Нежить. Эта молодая и красивая женщина на самом деле умерла давно, но по неведомым причинам осталась здесь, здесь тело, от которого веет невыразимым холодом, оно равнодушно двигается, оно принимает формы и изгибы, которые в мире живых считаются соблазном, искушением, грехом, и мужчин заманивает этот морок, а их дальнейшая участь не вызывает у нее ни злорадства, ни даже любопытства, это длится день за днем, а может век за веком, а она одновременно здесь и не здесь, знает что-то, что никому из ещё живых неведомо, а ей по каким-то причинам недоступно. И словно бы просыпается строго тогда, когда появляется Мандарин, вдруг вся настораживается, собирается, начинает пульсировать, так бывает, если в бездонную чёрную воду внезапно бросить камень, и мрачные, страшные этой темнотой и таящейся в ней неизведанной опасностью круги тяжело и словно бы нехотя, вязко, медленно начинают разбег, не сулящий хорошего тому, кто заглянул в эту бездну. Она знает, что он такая же Нежить, такое же бессмертное нечто, и из них двоих уцелеет кто-то один, но единственный способ избавиться от него ей отвратителен, поэтому тянет и тянет время до того самого финального поцелуя. В такой интерпретации была бы логична условная смерть, уход в небытие обоих, но даже такая экстраординарная победа не даёт ей избавления и вечного покоя, нет, не в этот раз, а может быть никогда. Сожалею, что оперу слушала недостаточно внимательно, но снятые кулисы открывали то самое чрево театра, которое задействуют в спектаклях крайне редко, а это зрелище меня каждый раз завораживает, даже вчера засвеченные, практически заслоненные густым синим, кажется его ещё называют электрик, эти почерневшие от времени балки и кирпичи полноценный месседж, символ, эмоция. Что же, значит есть повод сходить еще раз.