Madame Figaro июнь 2007
Олеся Новикова почти сразу стала танцевать главные партии в классических балетах Мариинки. В прошлом году успешно показалась в новом балетном опусе «В сторону "Лебедя"» на музыку Леонида Десятникова.
Весной на фестивале балета «Мариинский» Олеся предстала в образе Жизели - и это стало потрясением для многих. Трогательная, невероятно тоненькая, она танцевала с такой отчаянной отвагой, что всем стало ясно - родилась новая звезда.
Как вы пришли в балет?
О.Н.:В общем-то очень обычными путями. Мои родители - люди, далекие от искусства. Папа - шофер такси, мама - учительница литературы в школе. Меня, как многих детей, было решено отдать в хореографический кружок. Поблизости был дом культуры, и мама повела меня туда. Я перепробовала разные кружки: народные танцы, потом - классический балет. Помню, каждое занятие в балетном кружке для меня было праздником. Я прыгала на диване и кричала: «Ура, сегодня я иду на хореографию!» Мне там очень нравилось, педагоги хвалили, подбадривали, ставили в пример: «Посмотрите на Олесю, она выполнила это движение лучше всех». Помню одну из своих первых ролей: я изображала Снегурочку. На сцене стоял поролоновый Снеговик, составленный из трех шаров. Я вылезала из первого шара, из второго, снимала третий - а вокруг меня плясали снежинки и зайчики.
Вас сразу взяли потом в Вагановское училище?
О.Н.: Вовсе нет. Сначала не взяли. Определили на подготовительное отделение и сказали: «Если хотите, можем попробовать». Целый год я занималась, не зная, буду ли продолжать. Год прошел - и меня опять не взяли. Летом я фанатично делала зарядку - очень хотела попасть в Академию. А позже обнаружилось, что в группе недобор: слишком многих выбраковали. Это был мой шанс. Училась я первые три года у Марии Александровны Грибановой. И, если честно, уже тогда наш класс считался эталонным в школе. Мы были все очень способные и хорошо выучены; в нашем классе жил дух здоровой конкуренции, каждый стремился стать самым лучшим. Очень многое нам дала Мария Александровна: если бы она не смогла нам объяснить, как важны технические данные в балете, то... ведь все самое главное закладывается в танцовщика именно в младших классах: школа, техника, виртуозность. Быть педагогом младших классов - особенно ответственно.
А кто ваш репетитор в Мариинском театре?
О.Н.: Ольга Николаевна Моисеева. Она потрясающая, таких больше нет. Все наши лучшие балерины, кого ни возьми, у нее занимались. И Галина Мезенцева, и Алтынай Асылмуратова и Юля Махалина, и Света Захарова, и Ирина Желонкина. Многие звезды начинали с ней: Амосова, Лопаткина, Ниорадзе - все ее ученицы.
Говорят, она учит каким-то необыкновенно тонким вещам...
О.Н.: Она учит не только выполнять движения, но и чувствовать. Говорит: «Олеся, у тебя не получается; сделай, как ты чувствуешь».
И что вы чувствовали, танцуя свою Жизель? Она у вас получилась такой хрупкой и ранимой...
О.Н.: Я очень люблю эту партию. Она не так уж сложна,поэтому за технику почти не волнуешься. Обычно ведь как: думаешь, как бы скрутить что-то чисто и правильно,не запороть сложные движения. А перед этим спектаклем думаешь только о том, как быть Жизелью. Это самое главное.
Как вам танцевалось с солистом Opera de Paris Матъе Ганьо? Он так неправдоподобно красив, от вашей пары глаз было не отвести...
О.Н.: О, Матье - это просто подарок для меня. Он уже второй раз приезжает на наш фестиваль, и танцевать с ним для меня - огромное удовольствие. Я все с ним делаю с радостью: репетирую, прохожу партию. Бывает, устаешь иногда, и желания нет заниматься, но рядом с Матье ничего такого не бывает. Утром просыпаешься и думаешь: сегодня меня ждет в репетиционном зале Матье - боже, какое счастье! Репетируешь с ним - ноги затекают, но ты этого не замечаешь, потому что другое, более сильное чувство перебивает усталость.
Даже из зала видно, что вас что-то необычное связывает...
О.Н.: Конечно, мы встречались не только в театре. Я показывала ему город, мы гуляли, я пыталась его развеселить. Ему ведь тяжело возвращаться в пустой гостиничный номер. Трудно одному в чужом городе.
Как вы отдыхаете?
О.Н.: Как все, встречаюсь с друзьями. Чаще всего это происходит в конце рабочего дня, когда репетиций выписали не так много и ты можешь себе позволить общение. Когда сильно устаешь на репетиции, хочется только домой. Бывает, приходишь - и тебя просто вырубает: сил нет никаких, хочется только спать. А когда работы поменьше - тогда, как у всех: в кино сходить, книги почитать, музыку послушать, побродить по городу в теплую погоду - тоже замечательно.
А на гастролях в теплых странах, в том же Палермо, удается погулять, на пляже погреться?
О.Н.: Для прогулок всегда найдется время. А вот пляж - удовольствие не для меня. Я не люблю плавать и море почему-то не очень люблю. По мне лучше куда-нибудь в деревню, в глушь уехать и там отдыхать. У нас есть домик в Тульской области - там даже электричества нет, так что мобильный у меня всегда с собой. Я туда езжу в отпуск вместе с мамой, тетями, двоюродными братьями и сестрами. Каждое лето мы дружно занимаемся благоустройством дома: красим, белим, крапиву пропалываем - и нам весело.
Каким вам представляется будущее?
О.Н.: Стараюсь не загадывать наперед: я суеверна. Загадаешь - а получится все наоборот. У меня такое уже бывало, так что теперь я о будущем не думаю. Живу настоящим.
Юлия Назарова
Фото Евгений Мохорев