Вниманию комитета МЕГАБРИТВА. Обсуждаем поля кручения, наномиры, плазменные кристаллы, суперструны

Feb 08, 2006 11:59

В качестве пока еще действующего арбитра комитета Мегабритва, открываю обсуждение степени псевдонаучности (лженаучности) использования различных (истинных или мнимых) приложений, а также фальсификации приложений "общей теории всего" (теории физического вакуума, теорий мирового эфира, суперструн, ди-бран, великого объединения, М-теории e.t.c.). ( Read more... )

Leave a comment

А.Хазен. О лженауке, ее последствиях и об ошибках в наук girin February 10 2006, 22:33:54 UTC
1.Основные определения, относящиеся к лженауке и её отличиям от ошибок в науке

Наука есть способ описания окружающей действительности на основе аксиоматических моделей - последовательных приближений [4], [8] - [11]. Развитие науки состоит в замене исходных аксиом и в уменьшении их числа. Аксиомы всегда имеют ограниченную область справедливости, вне которой они являются ошибками. Поэтому ошибки как отражение неокончательности аксиоматики в науке есть обязательное для неё явление. Они сами по себе не есть и не могут быть лженаукой. Без них наука развиваться не может. История науки является цепью гениальных ошибок-аксиом, которые больше похожи на правду, чем сама правда (перефразировка известных слов Ф. Тютчева: "Мысль изречённая есть ложь").

Эта особенность науки неоднократно подчеркнута в работах классиков - Л. Больцмана и Д. Гильберта, А. Эйнштейна и Е. Вигнера, Л. Седова и А. Мигдала, и многих других. Подробно об этом, с примерами и пояснениями я писал в [4], [7] - [9].

Известную теорему Гёделя о неполноте (существование утверждений, недоказуемых логически) принято с недоумением толковать как доказательство непознаваемости природы. Это ошибка. Природа познаваема, в частности, потому [8], [9], что при её описании постоянное уточнение аксиом возможно и необходимо именно в силу теоремы Гёделя.

В дискуссиях о лженауке нередко против научных работников выдвигается аргумент: "Никто не может утверждать, что знает истину в последней инстанции". Примеры такого приведены в [1], [12]. Этот аргумент противоречит принципам науки. В пределах предпосылок моделей научные знания, когда они применяются в этих границах, являются абсолютной истиной. Иначе говоря, парадоксальным образом абсолютной истиной являются утверждения и результаты, про которые известно, что они ошибочны за пределами известных границ.

Поэтому в науке существуют ошибки, которые как при своём возникновении, так и при дальнейшем развитии науки были, есть и останутся только ошибками. Их ошибочность является абсолютной истиной потому, что относится к областям применимости проверенных моделей. Сами по себе они не есть лженаука, но нередко становятся основой её современных проявлений. Примером такого является работа К.Э. Циолковского 1905 г. "Второе начало термодинамики" (подробные пояснения см. параграф 6 в этой статье и [8]).

Как отличить ошибки в виде аксиом, описывающих этапы последовательных приближений в познании природы, от грубых ошибок внутри известных моделей, которые остаются навечно безграмотностью? Процесс и результаты разграничения этих двух классов ошибок и есть существо науки. Средством разграничения являются публикации результатов наблюдений, экспериментов, математического их анализа. Истинность или ошибочность опубликованного (как категории науки) устанавливается путём открытого, в том числе печатного, обсуждения и использования результатов в теоретической, инженерной или технологической работе. Иное в науке невозможно.

Однако явление - лженаука - существует и может быть определено в строгом виде:

I. Лженаукой является введение в процесс научной работы, научных публикаций и обсуждений политических и религиозных установок, преднамеренной фальсификации экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности, при рецензировании научных работ.
http://www.astronet.ru/db/msg/1187552

Reply


Leave a comment

Up