Почему возникает "проблемное" поведение, которое принято называть кризисом одного года

Aug 09, 2014 18:00


«До какой степени внешние стимулы могут управлять развитием коры головного с мозга? - Ответ: В невероятной!» (20:22)
Т.А.Строганова

Выношу эту цитату из лекции Т.А.Строгановой в эпиграф.
Другие ее цитаты взяты из той же лекции. В скобках указан приблизительный тайминг.
https://www.youtube.com/watch?v=YvlFIo5_ruE&feature=youtu.be

[Spoiler (click to open)]

Эта заметка появилась в ответ на утверждение, что синаптическая сверх продукция в возрасте 8-9-12 месяцев, которая отчетливо видна на графике , объясняет возрастной поведенческий кризис у детей в возрасте одного года.

У меня по этому поводу совсем другие соображения.

Да, такое случается достаточно часто, когда поведенческие реакции годовасиков никак не вписываются в приготовленные родителями рамки. Так вот именно этими рамками, ограничениями извне, и нужно объяснять «проблемное» поведение детей. А вовсе не так называемым универсальным кризисом.

Но начну по порядку.

Человек рождается с незрелым мозгом. Некоторые области нейронной сети достаточно развиты для того, чтобы выполнять соответствующие функции, а некоторым только предстоит познать радость интенсивного развития. Как говорит Т.С. В своей лекции, «процессы развития - это процессы, которые ожидают опыта» (0:15:28). И то колоссальное количество неупорядоченных синаптических связей тому подтверждение. Вся эта огромная масса хаотичных пока синапсов производится с запасом, с достаточным перекрыванием того, что может быть востребовано для обработки информации, с которой ребенок встретится во внешней среде. Само по себе формирование этой сложной нейронной сети не дает никаких гарантий. «Результат будет таким или иным, зависит от того, в какую среду попадает мозг и насколько эффективно будут работать процессы конкуренции» (Т.С. 0:19:46)

Сначала немного о среде. Это совершенно очевидно, что у ребенка формируются те навыки и особенности восприятия, которые ему будут необходимы для жизнедеятельности в его привычном месте обитания. Будь то тихая деревушка или грохочущий мегаполис, заполярье с полугодичным летом/зимой или знойная пустыня, кочевое племя или жилище, экипированное по последнему слову техники; дом, в котором читают или дом, в котором играют в компьютерные игры. Со всеми этими условиями должен ознакомиться мозг, и в процессе этого знакомства-обучения он-то и самоупорядочивается.

Но как сведения об окружающем мире донести до мозга, туда, в черепную коробку, где он так надежно упрятан?

Для этого есть специальная врожденная программа, которая называется «познавательная активность», а на бытовом языке - «шило в попе» :)) : все потрогать, покрутить, понюхать, облизать, бросить, повертеть в пальчиках и рассмотреть, залезть и спрыгнуть и проч. . И именно благодаря ей мозг имеет возможность изучить среду. Именно эта программа подталкивает на использование всех сенсорных каналов, по которым поступает информация в мозг. На основе поступающих электроимпульсов формируется устойчивые, регулярные, рабочие нейронные связи, которые постоянно возбуждаются.

Теперь немного о конкуренции.

И начну совсем не о мозге. :)))) У меня во дворе есть участочек, который пытаюсь газонной травой засеять. Посеять-то, конечно, не проблема. Но пока семена набухнут, и пока проклюнутся слабые росточки, уже почти вся площадка покрыта сорными побегами, сквозь которые не так-то просто пробиться нужному мне растению. Культурная трава попадает в условия жесткой конкуренции за использование участка. Сорняки и «не думают» оставить хоть какое-то пространство свободным, наоборот, распространяются по всей существующей свободной площади. (Да, да, выдергиваю их.)

Эта аналогия, думаю, помогает понять, как синаптические связи формируют карту мозга. Когда ребенок получает доступ ко всей стимулирующей среде, все нейронные связи формируются параллельно в естественной здоровой конкуренции. Нет времени на «раздумья». Те связи, которые не возбуждаются, которые не проводят информацию, проигрывают в конкурентной борьбе. Их место на карте мозга занимается нейронными связями, управляющими другими функциями - свято место пусто не бывает!

Особенно это критично для развития тех функций, в формировании которых есть строго определенные временные рамки, так называемые сензитивные периоды. (в лекции Т.С. пример с развитием зрительных зон у котят 0:13:18).

Что происходит, когда родители устанавливают границы или другими способами очерчивают зоны, разрешенные малышам для доступа? Они, просто-напросто, вмешиваются в процессы конкуренции, искусственно создают определенную депривацию, объясняя: «когда подрастешь, тогда и сможешь это делать...». Ага! Как если бы взрослому рассказали, как работает автомобиль, и предупредили: «Пока ты еще не можешь сесть за руль - не готов. Но подрастешь еще немного и тогда поедешь». Но проблема не в возрасте или физическом росте, проблема в обучении мозга через постоянные пробы, пока не сформируются крепкие нейронные связи.

Что такое рост ребенка для мозга? Это постоянная стимуляция и обработка информации, поступающей по сенсорным каналам в мозг, обратная биологическая связь. Обрабатывая эти данные мозг и обеспечивает рост возможностей ребенка умело и ловко «вращаться» в естественной для него среде, где потенциальные опасности свободно вкраплены то тут, то там. Для мозга это первостепенная задача. Он ответственен за выживание и эффективное функционирование организма в той среде, в которой тот оказался.

«Невероятно пластичный, невероятно адаптивный процесс развития тяжело реагирует на депривацию, т.к. убирая конкуренцию, мы даем развиваться сильнее тому, что не депривировано. Мы изменяем процессы конкуренции. Мы даем возможность победить какому-то процессу, который не будет хорошо адаптировать мозг к поведению в какой-то определенной среде» (Т.С. 0:25:51)

И, похоже, мозг об этом знает. ;) Он не хочет мириться с ограничением его спонтанности в ознакомлении со средой, в которой обитает вверенное ему тело :))). Он не может пустить все на самотек и до последнего будет стремиться найти способы получить доступ к изучению окружающего его мира, чтобы подготовиться наилучшим способом для жизни в нем.

Потому что синаптическое прореживание неизбежно. Те «связи, которые в данной среде для данного ребенка излишни» будут уничтожены. Но излишни они объективно или в силу каких-то искусственных ограничений?

И вот тут-то и возникает то поведение детей, которое принято называть кризисом. Да, это неудовлетворенная познавательная активность, это искусственная депривация вызывает возмущение и настойчивые попытки продолжить обучение своих нейронов. Но родители, казалось бы, из самых лучших побуждений выставляют границы, постоянно одергивают и контролируют: не лезь, а то упадешь; не трогай, а то порежешься; не крути, а то сломаешь; не тяни в рот, а то подавишься. Осторожно! Внимательно! Стой! Нельзя! А на деле тормозят своевременное развитие. Помню полушуточное горевание одной мамочки: "Вот бы было здорово, если бы можно было сейчас где-нибудь в абсолютно безопасном месте запереть малыша! А потом, когда станет смышленее, перестанет лезть, куда не надо - выпустить". :))) Такое необдуманное вмешательство в процесс спонтанного обучения вредит не только получению разнообразной сенсорной стимуляции, но и влечет за собой подрыв основ доверия к своим взрослым. Старшие опытные люди, призванные стать малышу проводниками, союзниками в познании мира, всячески препятствуют и запрещают. А это уже пахнет новым кризисом - кризисом привязанности.

Отдельно замечу, что у знакомства с техногенными свойствами среды свои правила, спонтанность там недопустима. Главную скрипку в этом обучении играет привязанность на втором уровне - похожесть. Ребенок стремится подражать своим родителям и учится избегать опасностей, копируя поведение взрослых.

Подведу итог сказанному. Все слышали о том, что к году ребенок делает качественный скачок в развитии. Но ошибочно заключают, что именно эти внутренние изменения могут являться причиной капризов, непослушания, упрямства. А ведь поведенческие проявления - это функция эмоций. Может лучше поменять угол зрения и перевести взгляд с так называемого кризиса на  нашу старую, но иногда не совсем добрую, знакомую - фрустрацию.



мозг, нейрофизиология, естественное родительство, возрастные детские кризисы, уровни привязанности, ознакомление с опасностями

Previous post Next post
Up