О социализации

Sep 20, 2012 18:49

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей. Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

У меня сложилось собственное понимание социализации детей. Конечно, наблюдать могу только за своими малышами и делать выводы, опираясь на такую маленькую выборку. Но тем не менее....
Социализация - это такой процесс, к которому как нельзя кстати подходит сравнение с садом. Как невозможно ускорить рост растения, вытягивая его за макушку, так же нельзя социализировать ребенка "окончательно" к какому-то определенному возрасту.  И вообще, его нельзя социализировать, применяя комплекс определенных направленных на ребенка действий или внедряя его в коллектив ровесников. Т.е. этот процесс не поддается нашему непосредственному воздействию. В ребенке  заложен потенциал социализации, да. Но его  нужно просто подпитывать впечатлениями, создавать среду для развития. И социализация вызревает  сама. У кого-то - раньше, у кого-то - позже. Это если говорить о процессе социализации. (Кстати, начинается этот процесс очень рано, прямо с рождения, а не с трех лет, как можно прочитать в некоторых источниках).
Социализация-результат - это взрослая личность, осознающая и принимающая свою непохожесть на других, не жертвующая своей индивидуальностью в угоду кому бы то ни было, и именно с этих позиций строящая свое взаимодействие с социумом.



Для детей раннего возраста (до семи лет - пока именно этим возрастом ограничиваются мои наблюдения) процесс социализации  является своеобразной декорацией,  на фоне которой разворачивается "театральное действо"повседневности. И главными проводниками этих, пока пассивных, находящихся на стадии накопления,  навыков и умений являются родители. Дети постоянно наблюдают взаимодействие родителей с близкими и посторонними людьми,  как-то "регистрируют" наблюдаемую картину, классифицируют  варианты взаимодействия в зависимости от степени близости участников коммуникации. И однажды, подталкиваемый энергией дерзновения, ребенок начнет проявлять активность в общении с незнакомыми взрослыми.

Для моего почти семилетнего сына до сих пор важно, прежде чем начать общаться с посторонним человеком, удостовериться в том, что родители воспринимают этого человека "заслуживающим доверия", если можно так выразиться. Часто ошибка взрослых,которые начинали общаться с Виктором  была именно в том, что проигнорировав  присутствие родителей, это связующее звено между ребенком и обществом (всего лишь обменявшись приветственными фразами), они начали очень напористо напрямую обращаться к нему.  У него не было возможности оценить степень доверия, которую родители испытывают к этим людям. Потому он оставался безучастным и не "замечал" собеседника.

В семь лет ребенок еще недостаточно зрелый, чтобы самому разобраться в намерениях взрослого, которого он впервые видит. Во всяком случае, мы Виктора всегда предупреждаем о том, что с незнакомыми не разговаривать и даже не приближаться. (Виктор очень часто выходит за ворота дома один. А случаи похищения детей педофилами не так уж редки. Буквально этим летом в шести километрах от нашего городка была попытка увезти девочку, катавшуюся на велосипеде  http://www.lexpress.fr/actualite/societe/fait-divers/un-homme-soupconne-d-avoir-tente-d-enlever-une-fillette-laisse-en-liberte_1147659.html )

Добавлено 2.10.2012. Еще один вопиющий случай. Благо, со счастливым концом:
http://www.sudouest.fr/2012/09/29/une-petite-fille-echappe-a-un-enlevement-834705-1541.php

-------------------------------
У меня есть очень красноречивая серия фотографий. И хотя на первый взгляд она далека от темы социализации детей, все же дает наглядное представление о том, как ребенок считывает и усваивает информацию о происходящем вокруг через посредничество значимого взрослого.

Однажды летом мы гуляли по лесу. Мне на руку приземлился богомол. Муж сначала заинтересовался насекомым, а потом уже и поведением  полуторагодовалого Виктора.



Первая реакция на незнакомца, пересекшего границу личного пространства - недоверие и напряженность.



Затем считывание маминой реакции на этого пришельца.



Когда убедился в том, что мама воспринимает происходящее со спокойной улыбкой, сам проявил заинтересованность



и даже пошел на контакт.




---------------------
Именно такую последовательность поведения, но немного растянутую по времени до наступления этапа контакта, я наблюдала у Виктора, сидящего в слинге, когда мне приходилось общаться  с разными людьми. Это, по-моему, самая важная стадия социализации - ознакомиться еще на доречевом этапе с тем, как проходит взаимодействие между взрослыми в разных ситуациях.  Эта ознакомительная стадия продолжается и дальше, когда ребенок уже чувствует в себе уверенность проявить  первые  попытки самостоятельного общения.

этапы развития, социализация, естественное родительство, теория привязанности на практике

Previous post Next post
Up