Aug 09, 2010 16:11
1. A boire
Имбирь
Лимон
Морковно-апельсиновый сок
Газированная минеральная вода
Колотый лед...
Но куда, черт возьми, из этого города исчезла мята?!
2. Про опиум для народа.
Поскольку мои постоянные собеседники отвалили на долгий срок в места отдаленные, приходится редкой, всплывающей на поверхность кверху брюхом, мыслью делиться здесь.
Предыстория.
Будучи плодом странноватой любви теорфизика и историка искусств, возникнув, так сказать, в научно-материалистической ячейке общества, я была до 5 лет далека от теософских доктрин. Однако, путешествуя в этом нежном, но уже вполне серьезном возрасте по Европе и познакомившись в Ницце с моими белоиммигрантскими двоюродным и троюродным дедами Николаем Николаевичем и Всеволодом Михайловичем, впечатлившись их бытом и укладом, я принимаю решение, повергшее маман в шок. Креститься. Следует отметить, что этому предшествовали бесконечные посещения европейских монастырей, картинных галерей и других вместилищ историко-культурных объектов. И на мои вопросы о смысле изображенного на полотнах и назначении дяди на кресте мне подробно и красочно моя гуманитарно подкованная, однако не верующая ни во что, кроме факта существования INRI как исторического персонажа, родительница отвечала. Спустя да месяца после оглашения странного для пятилетнего ребенка желания, в котором я упорствовала также с удивительной силой, Н.Н. удается подготовить в достаточной мере меня и убедить священника местной православной церкви святых Николая и Александры совершить обряд.
Свидетели говорят, что на протяжении еще некоторого продолжительного времени, я исправно ходила, цитировала писание и была крайне вдохновлена причастностию своею к церковному институту и православной религии en general. Не помню этого совсем, но, скорее всего, так и было.
Мама, не разделяя моих взглядов, но будучи человеком гибким, открытым и образованным всегда поддерживала, когда по тем или иным причинам меня влекло в церковь. Мы вдвоем праздновали Рождество и Пасху, делали из снега гроты со свечами и ставили туда фигурки, красили яйца и пекли куличи, ходили за вербой. И это были одни из самых замечательных моментов в детстве. Что-то свое, интерпретация, никак не ограниченная общепринятой ритуальной канвой, но оставляющая чувство важности происходящего.
Потом, у меня внутри это начало куда-то уходить. Не помню точно, когда. Но, примерно в это же время заболела мама и ее поддержкой все больше стала становиться церковь рядом с нашей дачей, где, в лице местного батюшки, она нашла интересного, умеющего слушать и легко говорить собеседника. Видимо, важным его привлекательным качеством было отсутствие косности в суждениях и ригидности интерпретаций, которых не терпела мама.
Я же в этот момент, ввиду ли подросткового esprit de contradiction, или по другим каким причинам стала избегать любых разговоров о религии и посещения храмов. Моим способом уходить от трудностей стала учеба. Причем, в качестве направления была выбрана биология, что не добавило умения безоговорочно принимать что-то на веру.
После маминой смерти я на некоторое время вообще перестала задумываться о высоком и вкалывала на естественнонаучном поприще, перемежая работу достаточно бессмысленным самокопанием, бесконечными попытками сформулировать самое себя, анализом собственных социальных поведенческих паттернов. Кустарная пубертатная психология полутемных прокуренных комнат, вобщем, you know!
Через несколько лет я таки задалась вопросом собственного отношения к Богу, церкви, вере и проч, проч. Некоторые тезисы были тому результатом:
- В дядю с бородой в сияющих лучах света я не верю. Но без вмешательства сверху все, что есть вокруг, возникнуть не смогло бы. Биологические гипотезы с точки зрения теории вероятностей выглядят весьма слабо.
- Вера. Здесь сложнее. С одной стороны, мне близко широко распространенное мнение, что нужна людям, которые не могут строить свою жизнь без опоры на каменные стены какого-либо социального института. То есть слабым духом. С другой стороны, мне кажется, что, возможно, я чего-то еще пока не поняла. В силу возраста ли, в силу ли отсутствия опыта. Не знаю. Может быть, когда-нибудь она еще придет.
- Религия. Точнее, религии. Они мне интересны, как факторы моделировавшие и одновременно служившие индикаторами эволюции человечества. Человек и его внутреннее я, человек и другие люди, человек и природа - в определенном пространственно-временном контексте через призму религий. Это же богатая почва для сравнительного анализа, которым, наверняка занимались лучшие умы.
Но. Есть еще одно пульсирующее в мозгу утверждение, от которого мне не удается убежать. И ради него все это писалось. И именно с ним хочется бороться. И к нему привязана возникшая мысль.
Statement: от религии в современном обществе пахнет фальшью. Фальшивой ее безусловно делают люди. Понятно, что речь идет скорее об институтах церкви, однако сейчас одно нельзя диссоциировать с другим. Сейчас люди либо соблюдают все каноны (одежда, речь, поведение, быт) и от них идет запах ладана с изрядной примесью нафталина. Либо живут в ногу со временем, но какими-то натянутыми представляется их попытки увязать сексуальную революцию, гласность и научно-технический прогресс, равноправие, безумный жизненный ритм и проч. с религиозными ритуалами. (Здесь я помолчу и не буду сильно распространяться про мой bydlo trip в церковь на Новослободской в последнюю Пасху. С разговаривающими в голос прихожанам, матерящимися и толкающимися сторожами, оцеплением ОМОНА, орущими детьми, ругающимися старухами. Не была на Пасху в церкви 10 лет. И больше не пойду. Мне нужно место, где бы я могла что-то вспомнить, о чем-то задуматься. А за всем, что там было, я могла бы сходить на рынок, например. Все. Стоп. Сказала же, не распространяюсь).
Так вот, вопрос: как можно, будучи адекватным современным человеком, верить и жить в согласии с законами божьими? Не лицемеря, не обманывая самого себя, не идя на компромиссы и при этом не возвращаясь к дореволюционному укладу и мировосприятию?
Знаю только одного человека, у которого глубокая и искренняя (как мне кажется) вера, сочетается с абсолютной адекватностью, живостью, юмором, интегрированностью в действительность. При этом нет никакого несения ее в массы, навязывания пассивного или агрессивного. К сожалению, мы пока (надеюсь, до поры до времени) мало знакомы и не слишком много говорили в подходящей обстановке, поэтому, я не совсем понимаю механизмов функционирования и способа мыслить. Но поймала себя на том, что испытываю огромное чувство удовлетворения от того, что мой statement опровергается таким замечательным способом.
Вот. Начиталась про Чернышевского... в дебри понесло.
le gout de vie,
религия