Игорь Манн входит в рейтинг ведущих директоров по маркетингу в России. Карьерист.ру узнал у гуру маркетинга о новых трендах в отрасли, системе самопродвижения и о том, как использовать маркетинговые приёмы для построения карьеры.
Игорь Манн
Специалист в области маркетинга, издатель.
Возраст: 45 лет. Родился в Одессе.
Окончил Московский институт управления, где с 1989 по 1992 гг. преподавал зарубежный опыт управления.
1993-1995 гг. - менеджер по маркетинговым коммуникациям в компании Ciba (отделение «Защита растений»).
1995-1998 гг. - коммерческий директор компании «Фавор-Ф» (официальный дилер Konica).
Занимал пост директора по маркетингу в таких компаниях, как:
• телекоммуникационная компания Lucent Technologies в странах СНГ (1998-2000)
• телекоммуникационная компания Avaya в Центральной Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Африке (2000-2003)
• телекоммуникационная компания Alcatel в странах СНГ (2003-2005)
• телекоммуникационная компания «Арктел» (2005-2007)
• агентство недвижимости «МИАН», а затем группа «Коперник» (2007-2008).
С 2008 г. сотрудничает с консалтинговой компанией PM TEAM в качестве приглашённого эксперта. В 2009-ом с партнёрами создал компанию «Конгру» - интернет-интегратор № 1, которая в 2010 г. вошла в состав корпорации РБС.
В 2004 г. с партнёрами основал консалтинговую компанию «Маркетинг Машина». Через год с Михаилом Ивановым и Михаилом Фербером открыл издательство «Манн, Иванов и Фербер».
Автор книг «Маркетинг на 100%», «Маркетинговая машина. Как стать хорошим директором по маркетингу», «Без бюджета», «Арифметика маркетинга для первых лиц» и др.
Женат, отец двоих детей.
Почему вы заинтересовались маркетингом? Он стал вашим призванием?
Игорь Манн: Когда я был студентом, тогда ещё и слова
«маркетинг» в обиходе не было. В общем, не преувеличу, если скажу, что был одним из первых, кто начал в нашей стране заниматься маркетингом - точнее, я был вторым поколением, вслед за Завьяловым, Демиловым и Кретовым. Они меня, кстати, и учили, но уже после института. Естественно, когда чем-то занимаешься с любовью со студенческой скамьи, то это дело становится призванием. Мне повезло - я начал с маркетинга и, похоже, буду заниматься им до пенсии (а может ещё и на ней).
Вашим первым местом работы была швейцарская фармацевтическая фирма Ciba-Geigy (сейчас Novartis). Как вы устроились на неё, не имея практического опыта? Что сделали, чтобы заинтересовать работодателя?
И.М. Это очень интересная история! Я подробно описал её в книге «Маркетинг на 100%». Тогда мне потребовались все мои коммуникационные навыки и изворотливость. Плюс немного удачи. Она любому нужна, если необходима первая интересная работа. Первая неинтересная встречается на каждом шагу.
Режиссёр Андрей Кончаловский, считает, что русские артисты не выходят на международный уровень по одной простой причине: они ничего для этого не делают. Чтобы работать в Голливуде, надо учить английский язык. Этот тезис применим ко всем профессиональным сферам. Как вы пришли к осознанию, что английский необходим?
И.М. Интересная точка зрения. В целом я с ней согласен. Но английского недостаточно. Нужно много, много, много работать - над профессиональным и личным развитием, над собственным продвижением.
Я бы рекомендовал всем карьеристам прочитать книгу «Вверх» - она написана Инной Кузнецовой, первым русским вице-президентом компании IBM. Увлекательное и очень полезное чтение - и прекрасное пособие по построению карьеры. Сам я английский учил долго - лет десять, и более-менее освоил его только когда стал работать в Австрии, региональным директором по маркетингу компании Avaya. Всё-таки, что не говори, главное - это практика.
В другой компании - в «Фаворе» - вы сотрудничали с японцами. Чему у них научились в маркетинге? В жизни? Какие принципы стали применять на практике?
И.М. Интересные люди японцы... и научиться у них можно многому. Я не отлынивал, многое в памяти и в инстинктах осталось. Например, постоянно задавать вопросы и использовать имя собеседника меня научили в Японии. И визитные карточки всегда держать под рукой. И суши есть палочками. И пользоваться последними достижениями научно-технического прогресса... Всего не перечислишь (улыбается).
Какие инструменты личного маркетинга вы советуете использовать соискателям и работодателям? Что сами применяете?
И.М. Во-первых, маркетинг самого себя идёт на последнем месте. Сначала маркетинг продуктов и услуг, компании, сотрудников. Потом маркетинг маркетинга. А уж потом маркетинг самого себя, самомаркетинг.
Теперь об инструментах. Несколько лет назад один консультант спросил меня: «Как мне стать таким же известным и востребованным, как вы?». Я человек системный - и ответил на этот вопрос системой, которую использую для сих пор. Это комбинация нескольких факторов: ваши цели, планы, ваше «оформление» и продвижение. Среди наиболее известных инструментов продвижения - статья, книга, выступления, блог, комментарии. Но главное - результаты работы. Вы можете обпиариться, но если не будет результатов, то
личный маркетинг вам не особо поможет.
Почему вы нигде не работали больше двух лет? Это связано с тем что «срок жизни» директора по маркетингу в западных компаниях всего полтора года?
И.М. Тогда я старожил (улыбается) - и меньше двух лет нигде не работал. Я приходил в компанию, быстро «въезжал» в ситуацию, делал план «90 дней» - я пишу о нём почти во всех своих книгах - и старался каждый план выполнить максимально быстро и полно. Когда средний директор по маркетингу живёт годовым периодом - я живу в 4 раза быстрее. Быстро всё и надоедает. Есть все основания перейти в новую компанию или отрасль.
Какими качествами должен обладать директор по маркетингу?
И.М. Он должен быть профессионалом в маркетинге, хорошим коллегой, союзником для других топов, директора и акционеров, хорошим начальником для своих сотрудников. Сказать легко - научиться всему этому сложно.
Вы говорили, что «Казахстан и Украинаобгоняют нас не по объёмам продаж, а по каким-то интересным маркетинговым ходам». По каким?
И.М. Похоже, я ошибся в своём прогнозе. Не слышал о выдающихся маркетинговых ходах в этих странах. Но, может, просто редко бываю в них?
По-вашему мнению, найти профессионального директора по маркетингу можно тремя способами: переманить, взять на работу студента и вырастить его, повысить sales-менеджера до этой должности. К какому способу чаще всего прибегают отечественные компании? Вас переманивали?
И.М. Есть ещё пять способов - я описал их в книге «Арифметика маркетинга для первых лиц». У меня нет данных по статистике роста маркетеров в отечественных компаниях, но я думаю, что список возглавит внутреннее продвижение. Да, меня три раза переманивали - и всегда на более выгодных условиях. Ваш уровень оплаты - уровень вашего признания.
В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вы присутствуете на собеседованиях при приёме на работу? По каким критериям оцениваете соискателей?
И.М. Раньше присутствовал. Уже два года я не занимаюсь оперативной работой в издательстве. Кстати, мы сейчас ищем нового маркетера - и тот, кому интересна работа в нашей команде и под моим «патронажем», может связаться со мной. Критериев у меня три: драйв, оптимизм и профессионализм. Если у вас это есть, нигде не пропадёте.
Вы иногда используете неожиданные приёмы нематериальной мотивации подчинённых. Например, писали благодарственные письма родителям лучших сотрудников. Какие ещё способы придумали?
И.М. Я тут ничего не придумывал (улыбается) - всё давно придумано. Письмо родителям, кстати, классный приём - я «украл» его из практики Советской Армии, служил в ней. Есть много хороших книг на тему мотивации - и перед тем, как повышать зарплату и выплачивать бонусы, лучше попробовать все способы нематериальной мотивации. Главное - не забывать говорить «спасибо». Я из одной компании ушёл только потому, что очень редко это слово в ней слышал.
Издательство «Манн, Иванов и Фербер», стартовав с бюджетом всего в $250, свой первый миллион долларов сделало уже через 2,5 года. Как вам удалось добиться такого результата при столь скромных средствах? Как продвигали издательство?
И.М. Небольшой бюджет могут заменить
networking (профессиональные связи), креативность и приёмы безбюджетного маркетинга. Мы до сих пор практически не инвестируем в маркетинг - и я подробно рассказал о нашем опыте в руководстве «Без бюджета». Нам очень помогло в самом начале то, что мы стартовали с правильной книги - «Клиенты на всю жизнь». Она, кстати, издаётся до сих пор. И мы сделали очень правильную прямую рассылку по ней, которая дала большое количество корпоративных заказов. Мы старались работать так и дальше - хорошие книги и отличное продвижение.
В одном интервью вы сказали: «Моё хобби - воровать идеи. Я всегда и везде ищу новые чужие идеи. Именно идеи определяют успех». Какие из «ворованных» идей принесли успех?
И.М. О, это будет длинный список. Думаю, 90% того, что я сделал (а сделал немало!), основано на заимствованных идеях и 10% - на моих. Считаю, это отличная пропорция. Пусть кто-то скажет, что у него она лучше. И я рад, что мои идеи тоже «воруют». Копируя, вы выходите на изобретение своего.
Игорь Борисович, каким будет маркетинг в 2011 г.? Можете назвать новые тренды?
И.М. Вот три тренда, в которых я уверен на 100%:
• появились бюджеты на маркетинг, тренинги и консалтинг
• маркетинг пошёл в социальные сети
• растёт уровень маркетеров в среднем.
Хорошие тренды.
Для каких компаний и какие интересные маркетинговые ходы вы делали?
И.М. Больше всего я горжусь «топ-5» (планирование на неделю) и «90 дней» (
планирование на квартал). Очень легко и эффективно работать, когда всё правильно спланировано.
Профессор университета Джорджа Вашингтона Уильям Халал выпустил книгу «Обещание технологии: экспертное знание о трансформации бизнеса и общества». Он считает, что бизнес-структуры станут более децентрализованными и что прибыль перестаёт быть главной целью корпораций. Мол, это уже устарело. Прокомментируйте, пожалуйста.
И.М. С децентрализацией согласен. А вот прибыль никто не отменял. Можно говорить о росте, удовлетворённости, социальном ведении бизнеса - прибыль стоит за всем этим или рядом. Знания, люди, «корпоративные общины» важны. Но не всегда можно использовать только знания, людей и «корпоративные общины» - и я бы не делал из этого культа. Это инструменты, но не цель.
Вопрос, который мы задаём всем героям рубрики: хотели ли бы вы от чего-то предостеречь молодых людей, нацеленных на карьеру?
И.М. Те, кто занимается маркетингом, сразу поймёт, о чём я говорю. В маркетинге есть такое понятие «жизненный цикл товара». То же самое относится и к карьере. Есть стадии вывода на рынок, роста, насыщения и угасания. Хотите быть блокбастером и бестселлером в компании, в который работаете? Найдите наставника и постоянно учитесь - тренинги, книги, интернет... Ничто не ускорит вашу карьеру (и позволит зарабатывать больше), как нацеленность на рост, наставник и постоянное самообразование: чудес на рынке карьеры не было - и ждать их не стоит.
Материал проекта Карьерист.ру
Автор: Ольга Гриневич
Публикации могут быть воспроизведены только со ссылкой на Карьерист.ру (www.careerist.ru).