Рабочий коллектив - как коробка конфет, на которой не указана начинка. Где-то попадётся вишенка в ликёре, а где-то гвоздь или чёрный перец. Начинка большинства трудовых коллективов разнообразна, как ассорти. Если HR специалист способен правильно распределить ресурсы, то компанию ждёт поистине сладкая жизнь.
Сегодня ведём речь о типичных вредных героях на работе и о том, как находить с ними общий язык.
Кто говорит? Аноним!
Начнём с любителей оставлять анонимные кляузы на форумах. Мол, начальник - дьявол, заместитель - ведьма, сотрудники - мелкие бесы, никогда-никогда не идите туда работать, обходите десятой дорогой, не повторяйте ошибок, не ломайте себе жизнь, а-а-а-а! Досадно то, что в компании вроде бы всё неплохо - без нежностей, но дипломатично. На дыбу не поднимают, бегать в колесе для получения электричества не заставляют, под дождь без зарплаты не выталкивают. И на корпоративах явка стопроцентная - никто не пренебрегает и в общий соус для суши не плюёт. Но вот нет же - затаилось в норе серое с хвостом и строчит гадости, не подписываясь. Потом приходит на работу и спрашивает, как дела. А в это время талантливый соискатель читает о вас желчные отзывы.
Устраивать охоту на ведьм бессмысленно - так и вправду можно перессорить коллектив. Но стоит предложить коллегам заглянуть на форум и оставить свои отзывы. Не в обязательном порядке, мол, «всё это враньё, мы безмерно благодарны компании «Ромашка ЛТД», приютившей нас, убогих», а в виде правды. Пусть желающие выскажут то, что действительно думают - вдруг страшные отзывы неизвестного кляузника чем-то обоснованы.
Сексот
Часто в коллективе появляется или обнаруживается… не то чтобы доносчик, но человек, предпочитающий коммуникацию «на ухо начальнику». Такой сотрудник не обязательно злобен - психологических причин такого поведения может быть много.
Не останавливаясь на них, скажем, что опытные «эйчары» о такой проблеме в коллективе чаще всего знают и относятся к ней стоически. Большинство специалистов по кадрам сходятся в том, что если изъять из коллектива шептуна, то его место рано или поздно займёт кто-то другой. Если вам довелось работать в нескольких коллективах, проанализируйте типажи коллег. Перечни персонажей окажутся очень похожими.
В чём-то присутствие сексота даже создаёт терапевтический эффект. Сотрудники найдут лишний повод для самодисциплины и перестанут тратить лишнее время на сплетни.
Сор из избы
Так уж получилось, что третья неприятность из нашего списка тоже связана с заговорами и шпиономанией. Это утечка информации. Речь не только о «сливе» планов и технологий конкурентам. Нежелательной для разглашения может быть, к примеру, финансовая информация. Часто работодатели очень нервничают, когда узнают, что зарплаты коллектива обсуждаются среди конкурентов. Особенно если похожая компания платит сотрудникам больше.
Жучок каждому в пиджак не зашьёшь, но составить договор о неразглашении конфиденциальной информации не помешает. Причём не просто принести новому сотруднику пять страниц мелкого шрифта, попросив быстренько подписать. А потратить десять минут на разъяснение основных пунктов. Нужно сразу познакомить сотрудника с правилами игры и рассказать о пожеланиях руководства.
Липа
Поддельный диплом - явление не самое частое, однако «доверяй, но проверяй». Разумеется, диплом сегодня не является главным признаком компетенции. Но если наличие этого документа для вас важно, проверить его подлинность можно на сайте Рособрнадзора - obrnadzor.gov.ru. Там же можно удостовериться в лицензированности неизвестного вам вуза, если образование соискателя не закончено.
Самоволка
Инициативность и самостоятельность сотрудника (то, что мы так хотим видеть в перечне качеств кандидата) может обернуться самоуправством и греблей против течения. Сотрудник, чувствующий превосходство в своей компетенции, поддаётся соблазну играть против корпоративных правил. Автор этого текста помнит, как один из авторитетных университетских профессоров писал мелом на стенах, если места на доске не хватало. «Мне ректор всё разрешил», - говорил он. Но это - невинная мелочь по сравнению с тем, что может себе позволить «звёздный» специалист. Эдакий «доктор Хаус», супердиагност. Он может нагрубить сотрудникам, сорвать контракт, предпочесть вариант «я так хочу, потому что потому» вопреки смыслу и мало ли что ещё.
«Увольнять, не задумываясь», - самый популярный ответ «эйчаров». Конечно, это не единственно правильное решение - индивидуального подхода не избежать. В любом случае, руководитель должен знать о причудах такого сотрудника и соизмерять КПД его работы с издержками от эксцентричности.
Вырванные годы
Всех возможных неприятностей не перечислить, но этот пункт заинтересовал нас изощрённостью решений, которые предлагают «эйчары». Задача - не пустить обратно в коллектив сотрудницу, которая возвращается из декретного отпуска. Постановка задачи сама по себе не очень-то благородна, но допустим, что причины веские. Тут HR'ов несёт в такие дебри, что задумываешься, не подавляют ли они в себе каких-нибудь наклонностей. Может, профзаболевание какое-то. В случае, если законных оснований для увольнения нет, советуют: фиксировать двухминутные опоздания, нагружать работой на 250% и ловить на невыполнении, писать всевозможные «телеги» начальству, переводить на низшие должности с урезанием зарплаты либо ликвидировать подходящие должности вообще. Советуют и перевод на работу в отдалённую точку города. Что-то наподобие «живёт в Алтуфьево - пусть ездит в Бутово». Это при маленьком ребёнке. Прекрасно!
При этом вариант «поговорить и аргументированно настоять на уходе по собственному желанию» остаётся где-то в конце ТОП-118 советов. А ведь он - самый правильный и даже обязательный. Другие же варианты подходят только в случае, если первый не помог.
Решая проблему сотрудника, создающего проблемы, важно не создать новых трудностей. Усердный поиск вшивого обернётся тем, что у каждого что-нибудь зачешется. Например, руки. Пусть лучше делают с их помощью что-нибудь полезное.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника -
www.careerist.ru.
Больше материалов - на сайте
www.careerist.ru.