Урупские ноны октября 2011

Nov 10, 2011 21:07

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Запощу в ЖЖ две записи, касающиеся двух октябрьских разведовательных ПВД на озера в долину Урупа. Быть может, "разведовательные" - это громко сказано, чай, не путь в Индию, однако на момент подготовки походов в сети были сущие крупицы по озерам этого района.

Для вящей неразберихи начну с более позднего. Скажу также, что второй лежал непосредсвенно к озеру Уруп через пос. Уруп, а первый же ставил целью посещение озер под г. Загедан через пос. Загедан, но лежащих в бассейне р Уруп. Ну и чтоб совсем всех запутать, сообщу, что для удобства те, что под г. Загедан мы нарекли "Урупскими" (т.к. Загеданские уже есть), но на самом деле они не носят этого названия, ибо девственно безымянны до сих пор. Но что-то я увлекся введением.

Где-то после самого начала октября, пропустив вперед первую порцию снегов и ацкого ненастья, выпадает образцово погожая осенняя погода. Обязательно выпадает. Я стараюсь это время не прозевать. Поэтому в этом году с группой друзей и товарищей вознамерился сходить к оз. Уруп, не самому, прямо скажем, посещаемому в наших благословенных краях. В этом месте предисловие уступает место фабуле.

День 1. 7 октября. В поход было привнесено несколько инноваций, по большей части не вполне удачных :) Так, вместо традиционного ночного выезда был реализован ранний утренний, что неминуемо повлекло за собой потерю половины светового дня.

В общем, после пос. Уруп мы смогли заброситься еще на несколько км, вплоть до первого обозначенного моста (а так, по состоянию дороги газель пройдет и до Бульварки, а при желании - через брод и дальше к Чертовому мосту). Попрощавшись с водителем, условились встретиться на Дукке через два дня в р-не 17.00 либо в ином месте на дороге до нее, если он вдруг не сможет проехать. Поход начался.

Вот такими очертаниями встали вдали первые цепи ближайших хребтов

Картинка с начала пути

А это вид назад. Уруп очень мелок

Уверенная грунтовка ведет от слияния с Бульваркой дальше вдоль русла Урупа, и видимо, где-то от слияния нужно искать дорогу-тропу, выводящую гребневую часть хр. Хурук. Мы же ушли до аж до р. Обвальная, где необходимость выходить из долины на гребень стала совсем неотложной, ибо дальше начинались крутые склоны долины р. Фирсиха. Вопреки опасениям подъем по Обвальной не вызвал особых затруднений, лес был насквозь прошит удобными звериными тропами, и к половине 4-го группа уже штурмовала первые субальпийские залысины. Залысины, к слову, обильно и намертво заросли малиново-еживичной "заградительной полосой", и будь мы тут на месяц пораньше, застряли бы основательно. По обеим причинам ;)

К предзакатному времени, наконец, группа вышла из леса на первые луговины

На выходе из зоны леса

Здесь недалеко обнаружился полуживой родник, который, в общем-то можно было раскопать и оживить, и встать рядом лагерем. Однако решено было сделать еще одну ходку вперед к видневшемуся вдалеке кошу.

Ну щас, посидим и пойдем

Кош оказался устроенным в весьма подходящем месте, однако ж обгаженном в летний выпас вокруг настолько, что живого места на земле не осталось. Выкроив кое-как себе почвы под палатки, устроили первую ночевку с гавном с горем пополам . Здесь пора сообщить, что я по-прежнему не упускаю случая испытывать различные варианты облегченного похода, поэтому спал вместе с Михой под тентом, экономя на общем весе снаряжения. Скажу сразу - весь поход без палатки спалось комфортно, однако, конденсата скопилось ожидаемо много (но, подождите, будет еще и другая ночь).

День 2. 8 октября.
В общем, утро, как утро, что его описывать. На завтрак группа была побалована яичницей, однако нельзя сказать, что она удалась :). Быстро миновали остатки хр. Хурук, соединяющегося вот такой узкой перемычкой с Толстым хр.

Упомянутая перемычка слева

И двинулись дальше

И двинулись дальше, как указано в тексте. На нижнем фото в кадре доминирует вершина Чилик Второй, у его подножья сегодня группе предстоит ночевать

Далее тропа делает еще несколько локальных подъемов-падений, после чего выводит на край хр. Толстый, где нам нужно решиться - переваливать ли его и выходить на дорогу, или идти по гребню с целью сохранения высоты. Раздумья мучительны... но недолги. 15 минут спуска - и мы на дороге.

Сброс высоты. Внизу видна дорога, ведущая аж от хр. Чапал

В полном соответствии с картой, хорошая (а по ней достоверно смогла проехать "десятина"), но совсем не понятно для чего проложеная дорога скоро перешла в тропу. Тропа миновала еще два коша (а что вы хотели, не заповедник небось), все это время следуя высоко левым берегом р. Чилик. На одном из поворотов тропы вдруг показался всадник, за ним второй, итого пять человек верхом ехало нам навстречу. Это группа карачаевцев, оказывается, возвращалась с одного из наших предстоящих перевалов и не сильно нас порадовала, сообщив, что они верхом не смогли его преодолеть - так много еще снега. Нам оставалось только переглянуться и выразить надежды на его быстрое таяние в такую погоду. Не поворачивать же назад. Попрощались, а тропа еще немного прошла берегом, затем привела в последний крупный левый безымянный приток Чилика (отм. уреза 1808.0), и рассыпалась на разные направления.

Группа перешла упомянутый приток. На заднем плане торчит Чилик-скала

Мы выбрали для движения отрог водораздельного (между Чиликом и Урупом) хребтика и собственно прошли его траверсом. Отсюда - сначала небольшими обрывками, а потом все больше и больше стал появляться снег, уже практически стаявший после первых снегопадов.

Еще немного усилий, и группа подходит вплотную к реке, солнце начинает покидать долину.

Цель уже близко

Дальше остается всего один подъем к цели путешествия, и наконец - вот оно, плещет свои холодные воды оз. Уруп.

Оз. Уруп

На сегодня мы славно потрудились, но завтра предстоит потрудиться еще больше.

Проснулся я сначала от того, что Михей меня толкал в бок. Я поднялся, полусонный, и довольно долго соотносил сон и явь. Не помню, что снилось, но во сне присутствовал какой-то мощный гудящий техногенный фон, низкая частая вибрация, будто взлетает космический корабль. Наяву это оказалось ветром - сильно и устойчиво дуло с юга. Вырвало торцевые крепления, и сейчас наш тент не унесло лишь потому, что воздушный поток проходил сквозь него, создавая аэротрубу и гудя в натянутых скатах. Слепяще ярко светила луна - редко такое увидишь - и этот бело-лунный пейзаж посреди ночи, и сильный гудящий ветер, и эти очертания припорошенных снегом скал на фоне кристального неба, все смешалось с недавним сном, и меня охватило какое-то еле уловимое ощущение другого пространства, случайного гостя в странных мирах. Ветер иногда порывами залетал прям в легкие, тент по-прежнему звенел, угрожая сорваться, но, ёшкин конь, было что-то завораживающее под этой слепящей луной в этих скалах над озером. Оторвавшись, наконец, я еще минут десять повозился с укреплением полога, что не без труда все же удалось, и можно было лечь досыпать сны.

День 3. 9 октября.
С утра нужно было перевалить в русло Чилика, и сделать это быстро. Обе долины связывает простой пер. Заозерный, которым мы и воспользовались, поднявшись почти в лоб к наиболее пологой части хребта от северной оконечности озера.

На гребне по пути к пер. Заозерный

Дальше по гребню простой путь с небольшими скалками около самой седловины, обошли их справа, чуть сбросив высоту. К позднему утру оказываемся у полуразрушенноого тура, без записок. Оставляем свою. Отсюда во всей своей глубокосиней красе предстает проснувшееся оз. Уруп.

Группа у перевального тура и вид на оз. Уруп

Режим не позволял сильно рассиживаться, еще уйму нужно пройти до назначенного времени, но никак нельзя было пройти мимо вот такого великолепия:

Брусничный десерт

Насилу оторвавшись от пастибища, группа продолжила спуск.

Спуск в долину р. Чилик

Но прежде чем она спустится, я расскажу, к каким неприятностям приводят непозволительно самонадеянные решения. А дело все в том, что на одном из участков спуска перестал просматриваться путь вниз, и чтобы его разведать, я сбросил метров двадцать. Внизу виднелась рощица берез, от которой шел простой пологий спуск до самого дна долины, но чтобы ее достичь, еще метров 50 нужно было предолеть с помощью неприятного свободного лазания между полками и небольшими сбросами. Разумеется, тащить сюда группу - это был бы страшный гемморой, к тому же никак не безопасный, поэтому я отправил участников в обход по более пологой траектории. Но самому мне стало лень набирать обратно вверх сброшенные 20 метров, стало быть, буду спускаться здесь, решил я. Половину спуска я преодолел, как вдруг уперся в невысокий сброс буквально пару метров высотой. Невысокий, да с наскоку не пройдешь. Узкий лаз вниз спокойнее всего было бы преодолеть без рюкзака; сняв с плеч и привязав к лямкам имевшийся кстати шнурок, я осторожно опустил его вниз. Рюкзак лег в траву, шнурок я сбросил за ним. Настала моя очередь. Но едва я поднял ногу, как рюкзак медленно поехал по склону. Я замер. Как бы неохотно он сделал первый кувырок, затем второй, и набирая обороты покатился вниз к следующему сбросу. Мат отчаяния вырвался у меня на всю долину, я мысленно попрощался с навигатором и рацией. Проклиная себя, я полез следом. Рюкзак остановился лишь в той самой березовой рощице, а по пути я собирал содержимое и всю внешнюю обвеску. По счастью, потери оказались небольшими - крышка от батарейного отсека рации, 4 ААА-аккума и оторванная лямка рюкзака. Ну что ж, поделом, и большая удача, что выжили гаджеты.

Так или иначе, все мы все же достигли русла Чилика, а у него, к слову, очень красивая долина, вы и сами видели из нескольких фотографий выше, и вот еще одна.

Долина р. Чилик

Летом 2010 года мы проходили и одноименное озеро, и где-то в анналах одного из ЖЖ-турсообществ осталось описание. Конечно, в июле, все отороченное цветущим рододендроном, оз. Чилик смотрится куда наряднее, но и сейчас оно вполне себе симпатичное.

Озеро Чилик в октябре

Я уже говорил, что график третьего дня у нас весьма уплотненный. Потратив минимальное время на обед, легкий отдых и первичное переваривание пищи, мы снова впряглись в подъем. Время приблизилось к третьему часу, ни о каком выходе к водителю на Дукку в оговоренные 17.00 не могло быть и речи, и теперь приоритетной стояла цель до него дозвониться и предупредить о нашей задержке, чтоб грешным делом не уехал не дождавшись. Как водится часто в горных областях, для пользования благами сотовой связи нужно еще постараться. Так и у нас - единственное возможное место позвонить лежало гораздо выше: на седловине перевала, который по странному совпадению обстоятельств тоже именуется Чилик. Именно о нем говорили конные карачаевцы, и мы глядели на него, гадая, пройдем ли самый верхний участок перед самой седловиной. Даже отсюда было видно, что снега еще достаточно, но теплились надежды, что почти полтора дня солнца и мощнный южный вечер минувшей ночью проделали работу достаточно внушительную, чтобы позволить нам пройти.

От озера на перевал ведет "слоновий тракт", а там где снег закрыл тропу, обнаружились чьи-то следы - какая-то группа здесь прошла утром (видимо, с Кынхары). До седловины оставалось метров сто-двести, как стало окончательно ясно, что мы все же пройдем. Можно было расслабиться и оглядеться.

Вид с перевального подъема в долину р. Чилик. Видно почти замерзшее безымянное озерце, отмеченное в самых истоках. Ближе к горизонту видна Чилик-скала, а на самом дальнем плане угадывается Скалистый хребет

Группа у самой седловины

В общем, перевал пустил нас, а по обратную его сторону как будто и никакого солнца не было - глубокая и мрачная долина Речепсты вся лежала в снегу; вдалеке высилился ГКХ, понятное дело, уже основательно заснеженный.

На южном макросклоне Абиширы за пер. Чилик

К слову сказать, на перевале есть связь от всех трех операторов, но крайне неустойчивая. С n-ной попытки удалось дозвониться водителю, и сквозь стук зубов сообщить, что задерживаемся. Местом встречи назначили все ту же Дукку или (черт дернул добавить) дальше, куда он сможет проехать. Сенас связи был окончен, и мы помчали на всех парах вниз. Как-то внезапно помрачнело.

Напоминание о скорой зиме

Ну а дальше скучный, но торопливый спуск вдоль Речепсты. Памятуя об опыте прошлого года и "тропе дураков" мы вовремя перебежали на правый берег реки и оттуда уже по накатанной шли до самой архызской дороги.

Почти дошли

Но без сумятицы под занавес не обошлось. Полбеды, что внизу уже не было связи - водителя мы предупредили, и хоть опаздывали сильнее, чем говорили, была уверенность, что он дождется. Первое неприятное известие ждало на дороге, там где Речепста впервые к ней подходит. Оказывается, грунтовку от этого места основательно подлатали с тех пор, как я ее видел. Теперь газель без затруднений могла проехать еще неизвестно сколько выше по течению, где, разумеется, нас бы не нашла. Пораскинув мозгами, сходимся на том, что при таком развитии событий водитель не будет нас ждать и искать вечно, и так или иначе поедет в сторну Архыза, где мы его неминуемо встретим в любом месте дороги.
Решив так, уже при свете фонарей идем на ранее условленное место встречи - к Дукке. Надо ли говорить, что вторым неприятным сюрпризом оказалось полное безлюдие на этой развилке дорог. Пришлось крепко задуматься. Альтернатив было немного - связь появится только в Архызе через 3 часа ходу, и даже вызванный в полночь транспорт из Краснодара не привезет нас домой раньше завтрашнего полудня. Была некая вероятность найти кого-то ночью в поселке из местных, кто бы согласился везти нас домой. Наконец, теплилась надежда, что наша газель все же уехала дальше, чем мы могли думать, либо, напротив, не смогла добраться до Дукки (ну мало ли) и сейчас терпеливо ждет нас где-то в р-не Лунной поляны.
В общем, скорее от отчаяния, чем по какому-то плану пошли мы пешком до Архыза, дорогие френды и читатели. С четверть часа прошагали мы по дороге, безуспешно пытаясь уехать хоть частью состава на редких, почти ночных, машинах - оно и понятно. Но судьба повернулась неожиданно лицом - в темноте вдруг мелькнули фары, которые остановились ненадолго возле хвоста группы, потом тронулись и снова остановились, и стало ясно, что это наш транспорт собирает растянувшихся участников. Последними загрузился и наш авангард, на этом активная часть похода и закончилась.

Ну а на спуске к дороге я еще нащелкал несколько фото осенного Архыза, которыми эту затянувшуюся запись и закончу