Западные Саяны 2010

Oct 01, 2010 23:06

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Арадан-Ергакские зарисовки (Ч.2)

Под шум проходящих по трассе фур и телефонные разговоры отдыхающих на базе "Тушканчик" красноярцев заканчивался наш последний день в Араданской части маршрута. Было слегка печально и странно немного, каким бывает странное ощущение от внезапной смены обстановки, и нечем заполнить вдруг изменившийся порядок вещей.
Неуклонно тянулась к нам тень от высоких елей, за которыми, где-то там, в районе завтрашнего обеда мы войдем в пределы самых известных достопримечательностей этой стороны.

ЧАСТЬ 2. ЕРГАКИ ПРИВЕТЛИВЫЕ

День 8. 22.08.2010.
Прямо от самой базы вступили мы на укатанное полотно туристской тропы, с которой преимущественно не слезали до самого окончания похода. Вела она нас лесами, хребтами, да озерами все следующие 6 дней.

Настоящее лето, к которому мы привыкли у себя, наконец повернулось к нам лицом, и это ощущалось уже к десяти часам. Нагруженные новым харчем, потные, пыльные, но закаленные скитаниями, шли мы вверх по ручью.
По правде сказать, дорога была весьма приятной и вполне себе людной. Было воскресенье, тучи народа - сначала редко, а потом целыми составами - шли нам навстречу на выход. По араданской привычке я считал всех встречных, потом бросил, а еще позже людей стало попадаться так много, что пропало желание с ними даже здороваться.
Контингент был разный - от такого же затасканного турья, как и мы, до немного мятых с пикника теток в шлепанцах и купальниках (напоминаю, что встречи были в лесу :) ).
Было жарко, действительно жарко, когда наконец мы почуяли воду, и за одним из поворотов тропы увидели в просветах леса синие проблески. Озеро Светлое - место паломничества и базового лагеря многих десятков групп - постелило к нашим ногам свои берега и наконец открыло первый масштабный вид на визитную карточку Ергак - пики Птица и Звездный.

Пики Звездный (справа) и Птица (слева). Для сравнения виды на них с тропы вдоль р. Тушканчик (среднее фото) и с перевала Скалистый (нижнее фото)
Место требовало задержаться подольше, и лучшим способом это устроить стал обед.
От озера Светлого начинается множество линейных и радиальных троп в ближние и не очень уголки Ергак, покружив немного около туалетов и стоянок, выпали в конце концов, на верный путь и зашагали дальше, а о тропах пару дополнительных слов.

О тропах
Та самая отличительная черта между Араданом и Ергаками - туристская освоеннность - больше всего, конечно, бросалась в глаза наличием и натоптанностью троп. Если на Арадане мы частенько теряли след и шли направлениями, то здесь, в центре природного парка, тропы были везде. Еще и до похода я читал у предшественников, что Ергаки по сравнению с Араданом - это сквер для прогулок и отдыха. К каждой дырке, к каждому пеньку вела своя отдельная тропинка, пересекалась с десятком соседних, сходилась с ними и разветвлялась, и на отдельных участках (например, на подъеме к перевалу Художников-2) это даже раздражало, ибо все они были равнонатоптаны.

На тропе к Светлому
Хотя было бы неправильным также не признать, что на участках с единственной магистральной тропой, последняя, напротив, облегчала передвижение и избавляла от постоянного ориентирования и корректировки вектора движения.
А вот состояние троп было куда лучше, чем я предполагал. Никаких затяжных гряземесов, живо описанных в разных отчетах, нам не попадалось, и почти все время мы прошли по добротным чистым топтанкам.

Жара постепенно превращалась из просто надоедливой в изнуряющую, тропа, как назло шла по открытым участкам. На ней же (на тропе) то и дело попадались встречные пешеходы, в глазах которых читалось недоумение и даже некоторая жалось к этим придуркам в сапогах и ботинках, прущим на себе рюкзаки. Еще более усугубляли впечатление ледорубы и каски, притороченные ко внешней обвеске. Чувствовал себя клоуном - настолько несоответствовал мой вид пляжному окружению и настроению :)

Свобода ергакской программы позволяла нам сходить в радиалку, благо к нужному повороту тропы мы как раз подползли. Один из нас получил явный избыток солнечной радиации, поэтому в радиальный выход вышли втроем.

А радиалить мы собрались массив Слоники (я не знаю, почему он так назван, здесь в Ергаках было много странных для непосвященных людей названий). Вот так выглядели сами Слоники, а кроме того, рядом с ними обнаружилась отличная панорамная точка на все те же Птицу и Звездный.

Вид на основной камень из массива Слоники. Примечательно, что издали они кажутся гораздо темнее, чем вблизи
По чахлым кедрам было видно, что там господствует восточный ветер, и с подветренной стороны, прямо под камнем мы нашли изумительную площадку для лагеря с эффектным видом на Птицу-Звездный. Проблему воды решал найденный неподалеку снежник, эх, знать бы заранее.

Весь пупырь (отм. 1927) с панорамной точкой был завязан в один большой цветной лоскуток - разноцветными тряпочками было заплетено все что можно вокруг. Здесь же стояла куча туров "на память". Да, наверняка это было место силы, на наше неподготовленное сознание оно повлияло неадекватно - Леха и Славик кинулись друг на друга в неистовом порыве, едва разнял этих яростных воителей.

Поединок Пересвета с Челубеем. Реконструкция

Радиальное время заканчивалось, мы поспешили вниз, и уже через пару часов стояли на озере Золотарном. Еще со Слоников было видно небольшое светлое пятно у северной оконечности озера. Каким же приятным сюрпризом для нас оказалось, что это пятно - небольшой пляжик из гранитной крошки. Этот крупный кремовый песок отпечатал на себе наши босые ноги, теплая вода приняла наши горячие тела, и эхо многократно отразило наши купальные вопли. Этим активная часть дня и окончилась.

День 9. 23.08.2010
В сегодняшней программе первый ергакский перевал. Прогноз погоды пока в точности соответствовал предсказанному, и утро постепенно прорисовывало нам наш путь наверх. На седловину можно было попасть двумя путями, и мы выбрали ... да, подлиннее. Набрав метров 200 высоты, мы вылезли на несложный перевал Зеленый, откуда, в очередной раз обозрев окрестности, без труда траверснули к нужной нам седловине перевала Пикантный.

Траверс к пер. Пикантный
Пикантность Пикантного перевала заключалась в спусковом кулуарчике - противный осыпающийся желоб до зоны курумника мы шли наверное часа полтора. Но прежде чем мы начнем спускаться, еще несколько фотографий с самой седловины и отступление про рельеф.

Вид с седловины на Цветные озера и сильно изрезанный бассейн р. Левый Тайгиш
О рельефе
Юг Красноярского края и Саяны в частности лежат в средних широтах, а поэтому были подвергнуты значительному влиянию древнего оледенения, предопределившему нынешний их облик и всю скальную красоту Ергак. Во многих описаниях района отмечается наличие отвесных стенок по 300 и даже 600 метров.
Множество пиков - буквально на каждом шагу - помещаются в Ергаках на десяти квадратных километрах. И Слоники, и Парабола, и Звездный с Птицей, и еще десятка три менее знаменитых скальных образований - все это сильно обглодано ледником и застыло в самых причудливых формах.
В рельефе Ергак часто попадались выработанные ледником стенки трогов и остатки карлингов - их поверхность была настолько отшлифована, что их скальные стенки получили названия "зеркало", и они были действительно гладкими, как его поверхность.

Группа на одном из переходов. Вдали слева видна гладкая скальная плита одного из "зеркал", венчает которое тот самый Зуб дракона - любимая точка многих местных и не очень местных бейсеров и роуп-джамперв

Еще одна характерная черта Арадана и Ергак - курумники, причем такие огромные (и протяженные, и крупные по самой фракции глыб) я видел впервые.
Одной из наиболее часто встречающихся пород этих курумников являлся гранит, и я безбожно оббил и обмочалил все носки на своих новых Саломонах. Кроме того, я перетер стальные тросики бахил - это натуральный абразив, я вам скажу.

Кулуар прошли не то чтобы с напрягом, но с каким-то затруднением - видимо начинало сказываться физическое утомление. Как только кончилась мелкая сыпуха, начался длинный курумный вынос к озеру. Казалось, ему не будет конца - вот-вот уже мы должны были подойти к воде, а она как будто отодвигалась от нас с каждым метром на полшага. Обилие курума в этот и последующие дни вдохновило Славика на эпитет "каменный п..дец", Лариса была более сдержана, но со Славиком согласна :)

Одно из Цветных озер поближе. Где-то на каком-то прибрежном камне слева от воды уже вовсю раскладывает обед Славик - он там есть, поверьте :)

На обед расположились на ровной поверхности здоровенного граненого камня у самого берега. Идеальное место для лагеря: ровная поверхность, опустил одну руку - набрал воды, протянул другую - набрал сушняка для костра.
Здесь сделали большой привал, вздремнули. Оставалось пройти траверсом небольшой отрожек и встать наконец на очередной визитной карточке - озере Горных духов.

Не буду описывать наши скакания по куруму до самого озера, скажу лишь, что траверс несколько затянулся, и лишь к 7-ми вечера, распугивая пищух и последние лучи солнца, мы нашли для себя укромный уголок как раз под одну палатку на южном берегу озера.

Последнее курумное плато перед озером и...

...само озеро Горных духов. Высокий скальный "парус" слева - это все тот же пик Звездный, только с обратной стороны

Еще с Пикантного было видно, как поплотнела атмосфера, близкая непогода прямо чувствовалась в воздухе, к сумеркам же натянуло что-то туманное, а проснулись утром мы уже в полном молоке.

День 10. 24.08.2010
Дневка, положенная нам аж 5 дней назад, наконец, состоялась. Мы спали, ели, играли в карты и принимали редких посетителей, радиально поднимавшихся сюда даже в такую непогодь снизу. Забавы ради пытался угадать регион проживания посетителей по акценту, иногда получалось.

О фонетике и всякой прочей лингвистике
Мы довольно часто разговаривали с ребятами из Красноярска и всю дорогу беседовали с водителем из Абакана. Никаких особенностей в произношении я не отметил. Мы и сами старались не "шо"-кать и не фрикативничать, хотя не знаю, слышался ли местным наш говор.
Наибольшие расхождения в произношении у меня возникли в части ударений - мне гораздо гармоничнее звучало Ергаки вместо Ергаки или Буйба вместо Буйба.
Еще один штрих - это род названий. По какой-то странной причине некоторые географические объекты могли называться например так: "г. Озерный", не пик, не массив, а гора Озерный. Не знаю причин таких названий, хотя это может быть досадный баг картосоставителя.
Запомнилось немного из локального турлексикона. Например, здесь часто (если не всегда) сольные выходы называют "в одного", например "ходил на Арадан в одного".

Низкая облачность висела в долине до вечера.

Та же картинка озера Горных духов, но в пасмурную погоду

День был однообразен и скучен, но мы как-то совсем не устали лениться, и даже спать легли как обычно. Утром же небо растянулось, а нам пора было снова в путь.

День 11. 25.08.2010
Оставались совсем уже небольшие отрезки нашего маршрута. Сегодня мы должны были взять еще один - заключительный - наш перевал, после которого дорога уже вела только вниз, к трассе.
Мрачный прогноз, данный еще на базе, готовил нас к мокрому переходу по скользящей под ногами сыпухе, но ничего этого не случилось.
После завтрака мы быстро сбежали к нижнему лагерю - озеру Художников. Здесь, основательно окопавшись, стояло 5-6 групп, узнали некоторых из вчерашних гостей.
Взор рыскал по сторонам, вверх, мысленно поворачивал за очередное дерево, продолжал линию скал, как вдруг она открылась сама - перед нами вырисовалась в пасмурном сером небе Парабола.

Массив Парабола - едва ли не самый известный символ Ергак. На самом деле строгая непрерывная геометричность массива - только оптическая иллюзия, ведь кажется, что одна скала понижаясь плавно переходит в другую. Это не совсем так, левая скала (Толстый брат) чуть выдается вперед по отношению к правой (Тонкий брат). Поэтому, стоит отойти в сторону буквально двести метров, как стройность всей параболы нарушается.

Место не зря выбирается многими сотнями туристов как точка базового лагеря - вокруг даже сейчас, в глухой облачности было несказанно красиво.
Само озеро Художников, совершенно невзрачное сверху, имело живописные каменные берега, вода отражала в традиционной сине-черной глубине все, что видела вокруг. Спокойствие и гармония царили здесь и - даже странно - почти не нарушались присутствием многих десятков двуногих.

Озеро Художников. Вдали видны монументальные скалы левобережья Левого Тайгиша
Тем временем, становилось все погожее, тропа вела нас по самому сердцу Ергак, а мы выискивали глазами впереди наш сегодняшний перевал.

Еще вчера, разглядывая карты и планируя маршрут, я заметил, что путь наш лежит через густой лес обозначенных на карте скальников, и меня разбирало любопытство - что же там за нагромождение такое. И вот, мы к нему подошли.

Не совсем был корректно нанесен рельеф, здесь были не скальники, здесь лежал хаос, нет даже Хаос. Обширное нагромождение настолько огромных блоков и глыб встало поперек тропы, что на многих из них росли небольшие рощицы. Это был курумник, сверхгигантский курумник.

Наученные опытом не соваться без разведки в продолжение вектора движения даже по турам, мы с Лехой отклонились от вроде бы просматриваемого пути и полезли по левому борту.
Прохода здесь не оказалось, тропы тоже, но возвращаться нам стало лень, и мы пошли к седловине напрямую. В итоге, не меньше часа мы провели в отменном каменном лабиринте, выискивая и находя проходы, лазы, лазейки и щелочки между нависшими, расклиненными и подпирающими друг друга серыми глыбами. И это было прикольно, хотя и не нужно.

Тот самый Хаос. Попадающие в кадр деревца дают некоторое представление о масштабах каменьев

Мы начали подъем. К перевалу вел такой же скально-осыпной кулуар, как и на Пикантном, да и наверное как везде в этих краях. Мы медленно, но верно набирали высоту, следуя турам. Преодолев 2/3 подъема, мы как-то подозрительно стали отклоняться в сторону, затем вышли к вот такому камню-балкону

Остроносый камень-балкон на тропе между перевалами Художников-1 и Художников-2. Ребята смотрят на "зеркало" под седловиной пер. Художников-1, вдаль уходят скалы вдоль Левого Тайгиша (Фото Ларисы)
где стало ясно, что нужное нам ответвление ушло куда-то левее.
Отправился на поиски. Исходив весь склон, выйдя на соседний перевал и заглянув в каждую щелочку с обратной стороны хребта, обнаружил-таки нужную нам дырку. Подъем по оставшейся части не вызвал затруднений, а вот про перевалы небольшой комментарий.

О перевалах
Вообще, район довольно хорошо описан, по большинству из наиболее ходимых перевалов было достаточно информации, хотя часто она была неточна или ее было маловато.
В каждой мало-мальски крупной долине и ее боковых ветвях (особенно в центральной и южной частях Ергак существует 2-3, а то и более вариантов перевалить в соседний цирк или речной бассейн.
Характер всех перевалов, которые мы прошли - скально-осыпной, с камнями разной величины и грунтом разной подвижности. Встречались также скально-травянистые перевалы, а современного оледенения в настоящее время в Ергаках нет, поэтому льда не было нигде.
Как правило, сложность склонов была крайне неравномерой - легкий некатегорийный подход по травке с небольшим уклоном мог с лихвой компенсироваться такой скользкой камнеопасной кишкой, что было не комильфо. Предполагаю, что в начале лета все это безобразие проходить немного проще по снегу.
Подавляющее большинство перевалов в Ергаках и Арадане несложные: 1А-1Б, есть несколько перевалов 2А и парочку 2Б, но и те, кажется, зимой.
С классификацией была отдельная песня - в целом, конечно она соответствовала действительности, но были и нестыковки - так, перевал Снежный довольно жидок для 1А, а легенда и картографические данные по перевалам Художников-1 и Художников-2 перепутаны между собой.

К седловине катилось закатное солнце, внизу рябили Буйбинские озера, и снова никуда не хотелось идти.

Вид с перевала Художников-2 в сторону Параболы
Побатонившись на перевале около часа, нехотя побрели вниз. Здесь была уже совсем матрасная часть Ергак, и лишь день перехода отделял нас от финиша.
Устроившись на одной из стоянок у озера, жгли костер, пили резервный (Леха припрятал) коньяк и горланили до глубокой ночи песни.
А закат был красив, но не обещал ничего хорошего.

Закат предпоследнего дня пути (Фото Ларисы)

День 12. 26.08.2010
В точности повторился десятый день, и очень убаюкивающим был мерный стук дождя по тенту с утра и до самого вечера. Спали, ели, играли в карты.

День 13. 27.08.2010
Борьбой стихий началось наше последнее утро в Ергаках - с низовий долины тянуло плотные языки тумана, было видно, как солнце сгоняло его с освещенных склонов и толкало вверх, туда, где еще лежала тень.

Туман из долины Буйбы

На сегодня была запланирована коротенькая радиалка к Висячему камню, и хотя погода колебалась, мы были полны решимости посетить нашу финальную достопримечательность, пусть даже три метели и одно торнадо будут сбивать нас с пути.

Пока я ходил с фотоаппаратом по окрестностям, туман незаметно подобрался к лагерю. В это же время показался солнечный диск из-за пика, и так получилось, что его лучи стали пронизывать редеющий туман, и одновременно с этим запарило озеро - мне не доводилось видеть такого раньше.

Утром на Буйбинском озере

15 минут ходьбы - и мы были у Камня, он тут рядом совсем (а вообще его было видно еще с перевала).

Как и полагается, все в округе было в ленточках-косичках, но - как удачно - так рано здесь еще не было ни души.

Висячий камень. Из-за смещенного назад центра тяжести создается впечатление, что глыба висит ну вообще на честном слове. На заднем плане видны очертания скалы "Спящий Саян" - видимо, брат нашего Спящего Черкеса :) (Фото Ларисы)

Наверное, каждый кто сюда приходит, пытается его столкнуть - как будто человек может руками голыми сделать то, что не смогло сделать выветривание и всякоразличные катаклизмы за тысячи лет. Разумеется, группа из Краснодара не стала исключением.

Туман все еще стоял внизу, и это было очень живописно.

С площадки около Висячего камня

У самой смотровой площадки мы обнаружили обширные заросли крупной и спелой черники, было очень удивительно, что ее никто здесь не оборвал. Лариса осталась собирать эти дары Саяна, а мы втроем побежали на противоположный борт долины радиалить озеро Мраморное и одноименный водопад.

Но глянув на него (и озеро, и водопад) с перевала, решили, что оные не заслуживают более пристального внимания и потери часа-полутора времени.

Стояла переменная облачность, солнце вдруг вышло на минуту из-за туч, и мне внезапно бросился в глаза разноцветный ковер пожелтевшей, покрасневшей и раскрашенной другими цветами горной тундры - незаметно для нас наступала осень.

Погода снова миловала нас, до самого места встречи с водителем мы дошли посуху. Лишь только мы загрузились в машину, разразился ливень, как будто специально терпеливо ждал, пока мы окончим свое путешествие.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Мы потом еще ночь провели в Абакане, поселившись палаткой прям около аэропорта на берегу какого-то городского пруда.

Вот где мы, оказывается, ночевали
Потом мы еще долго и муторно добирались домой, пережидая бардак во Внуково, но все это были мелочи, и все они переживаются. Рядом в зале ожидания со мной томились Лариса и Славик, и совсем не верилось, что пару недель назад мы вместе месили мокрый снег и чавкали по болотной жиже. Спасибо вам, моя команда, за возможность этого путешествия, а мне уже снова хочется в новые далекие края.