Путешествие в Хонгорай. Ч.5. Спелеологическая

Mar 30, 2015 02:00


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА


День 11
А я ёжиков люблю (с)

[ДЕНЬ 11. РАЗВЕРНУТЬ (≈15 Мб)]Ввиду крайне неспешных темпов повествования его хронологическая нить перестала иметь смысл. Поэтому представим, что вместе с героями вы внезапно очутились в Камызякской степи. Это в Хакасии. И мы здесь на велосипедах.

Только что сломался один из участников похода, его зовут Кэнон. В это все еще невозможно поверить. В аппарате с отчаянной надеждой меняются батареи. Однако пациент мертв.
Денис - всячески нам помогающий хороший человек из Абакана - смотрит в центр кадра, который делает Наташа. С сегодня и до конца похода все события фотографически будет фиксировать только ее объектив.


1



"Долина царей" - это расхожее устоявшееся название. Официальное наименование всего комплекса памятников - муниципальный музей "Древние курганы Салбыкской степи"

Место нашей встречи с Денисом не абы где, между прочим. Вашему вниманию Долина царей - крупнейшее средоточие курганов разных размеров, калибров и значимости для современников, потомков, исследователей и науки.
Доподлинно известно о визите героя Советского Союза Гамаля Насера в Хакасскую АО в 1959 г., в результате которого президент дружественного Египта по возвращению на родину распорядился - потрясенный успехами СССР в народном хозяйстве - возвести копию Долины царей у себя в Луксоре.
Крупнейшим среди всех в данной локации является Салбыкский курган. Нельзя сказать по виду, но эти двое на фото ниже направляются прямо к нему. Дело в том, что курган раскопан до основания, да.



2С миру по нитке - кургану красивая цветная фенечка. На фото т.н. "мужской камень".


3Для "женского" камня актуальна не фенечка, но юбка.


4



Если вы верите в вуду, сглаз и наговоры, то никогда не трогайте чужие повязанные ленточки. Неясно, на что они повязаны - на добро или на зло. Так смотритель велел.

Охраняемая территория музея помимо кургана включает еще несколько новодельных юрт, видна войлочная каркасная и подальше срубная. Попадались сведения, что в целях вкушения экзотики в них можно договориться переночевать. Но на практике оказалось, что войлочная при посещении такого желания не вызывает, а срубные заняты под какие-то хозяйственные нужды, уже забыл, какие.


5Белая с орнаментом - не юрта, это палатка с сувенирами.


6Салбыскому кургану посвящен беглый осмотр с намерением вернуться. Сейчас же на ваших глазах обсуждается иной вопрос - спелеологический.


7Дело в том, что Денис - спелеолог и согласился нам показать кое-что интересное. Договариваемся оставить велосипеды в юрте, пересаживаемся к нему в машину.
Приехали. За перегибом рельефа - пещера Ёжиков. Не имею представления о связи с ёжиками - не спрашивайте.


8Средства индивидуальной защиты и мощный источник света - вот что отличает спелеолога-профессионала.


9Следуем за лидером в земное чрево. Входную часть не назвать удобной.


10


11Сдавшие тест на клаустрофобию участники попадают в первый из залов, названия которых долго держались в памяти, но ничто не вечно, увы.



12Велосипедный шлем и рулевая фара отличают всех прочих от спелеолога-профессионала.



13Изумленный взгляд этого испачканного человека остановился на особенно выделяющемся из всего убранства образовании - "люстре".



14И в самом деле, натечка в пещере Ёжиков красива и обильна. Варвары еще не добрались до нее. Хочется верить, что это надолго.
Для получения полного экстатического эффекта приходится прибегнуть к фотографиям Дениса, они ниже:














Одной из особенностей рельефа Хакасии является чередование локальных возвышенностей с протяженными равнинными участками. С вершин первых открывается самый прекрасный вид на бесконечность вторых. Где-то под тенью облаков Салбыкский курган.


15Воспользовавшись поводом забрать из юрты своих железных коней, еще раз обходим музей уже почти на закате.



16


17


18


19В стороне опять беснуется гроза, но кажется, к нам в гости у нее сегодня не запланировано. С Денисом к вечеру приходится попрощаться - его рабочий график не позволяет покататься с нами дольше, чем сегодня. Встреча насыщенна, но коротка. Жаль, но мы остаемся снова в микро-составе. Забегая вперед, сообщу что с Денисом мы еще свидимся.
Покидаем Салбыкский курган.



20Для ночевки решено остановиться у какого-нибудь заслуживающего доверия кургана. Вот этот выглядит вполне благонадежным.



21Технологии неизбежно влияют на все, к чему прикасаются. Вот и юрты стали шить из шкур синтетических животных самой тонкой выделки. Наша встала за спиной у кургана.
Обратите внимание на велосипеды - ковыль в хакасской степи мощен настолько, что держит их опертыми.



22
Сегодня ночью у нас последний сон о диндлинах и менгирах Хакасии.


День 12
По долинам и по взгорьям (с)

[ДЕНЬ 12. РАЗВЕРНУТЬ (≈6 Мб)]Утром избушка поворачивается к лесу задом.



23
Наташа, видимо, еще сонная, так как совершенно не собирается забираться на верхушку мегалита для фотографии.


24
Как показал беглый полевой анализ, символы на камне не относятся ни к аккадской письменности, ни к токапу, ни к рунице. Наталья не отчаивается и ощупью ищет скрытую кнопку "translate". Или же хочет оставить отпечаток указательного пальца, мотивы ее остались неясны.


25
Быть может, найдется более подкованный эпиграфист.


26
Общий вид на окраины Долины царей, и мы выезжаем на асфальт.


27


28
Как уже было не единожды упомянтуто, хакасская степь - это совсем не Калмыкия, рельеф имеет место быть, нам как раз в него въезжать.


29
Крайние южные отроги хребта Азыртал по левую руку. Как, в общем, и по правую. Около строений - источник воды, сильно однако скомпрометированный автомобильной стоянкой выше по течению.


30
Березовые рощи на пригорках - совершенно непривычный для жителя Прикубанской низменности вид, поэтому привлекает взгляд не хуже иной диковины.


31
Неистово крутим, хотя пыл тает под жарким солнцем.


32
Островками все еще попадаются ирисы.


33
Иногда встречаются художественно одинокие лиственницы и берёзы.


34


35
На участке пути до пос. Ербинская мы впервые стали осознавать повышенное к себе внимание со стороны всех подряд. Зрелище двух велосипедистов, везущих на себе непонятные штуковины, вызывало явный интерес у всех других видов транспорта. Некоторые притормаживали или останавливались. В глазах задающего одни и те же вопросы о пути следования и точке старта читалось нечто среднее между недоумением и восхищением. Как метко охарактеризовала ситуацию Наталья, казалось, будто мы угнали инопланетные корабли и ими управляем.

Все еще крутим. Этот выгоревший добела асфальт иллюстрирует, что резко континентальный климант может быть резко жарким. Сейчас как раз так.


36
Наконец, почувствовался явный уклон дорогм вниз. Так выяснилось, что до этого мы незримо, но вполне ощутимо набирали высоту.


37
Трубная стела возвещает усталому путнику, что Сорск ... еще впереди.


38
По счастью, нам туда не нужно. Отнявший много сил длительный подъем требует решительного обеда с безоговорочным отдыхом. Расположившись в густой тени тригопункта, решаем незамедлительно осуществить оба намерения.


39

Нужно пояснить, что в этом месте у нас было белое пятно. Замысел путешествия толкал нас дальше на север к пос. Туим. Однако никак не удавлось раздобыть точных сведений, есть ли к нему не сильно окружная и доступная для велосипеда дорога.
Генштабовские километровки давали надежду на сеть лесных дорожек, однако ни картам, ни самим дорожкам доверяться вслепую не хотелось.
Вероятно, вы поняли, куда я клоню, и да - мы решили поехать поездом.


40Проезжая с чаем и пряником в руках мимо болот и утонувших в лужах грунтовок, мы почти сразу себе простили нашу слабость и отступление от истинного спортивного формата.
Не так далеко от полуночи поезд прибыл на станцию Туим. Отъехав от нее небольшое расстояние до ближайшей поляны, мы разбили лагерь под бомбардировку странных птиц, пикирующих в густых сумерках поблизости и вокруг нас со свистящими вибрирующими звуками на какие-то ведомые только им цели.

Что дальше: провал в планах и приручение степных обитателей

пещ. Ёжиков, Ербинская, Долина царей, Экстерриториум, вело, Салбык

Previous post Next post
Up