Путешествие в Хонгорай. Ч.1. Младшая свирепая река и окрестности

Sep 19, 2014 10:09


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА


ПРЕДИСЛОВИЕ
В 2014 годы с группой энтузиастов у меня получилось продолжить знакомство с самой лучшей страной на свете, по удачному стечению обстоятельств оказавшейся еще и нашей Родиной.
Но прежде чем начать описание, сделаю небольшое отступление.


Во-первых, энтузиастов становится меньше, и в этот раз дефицит участников обозначился так остро, что пришлось искать попутчиков вне Краснодара. Они в итоге нашлись, но - подтвердив известную истину - путешествие со случайными людьми вышло совсем негладким.
Во-вторых, в этот раз мы продолжили свои мультиформатные эксперименты: первую треть преодолели пешком в Кузнецком Алатау, вторую треть - на велосипедах по Хакасии, заключительную - в ПВД по Ергакам.
В-третьих, мы ехали в другой регион не конце июля-августе, как обычно, а во второй декаде июня.
И в целом - я ни о чем не пожалел, даже с учетом первого пункта.
Вот как все начиналось.


"Согласно мнению тюрколога Б.И. Татаринцева, разделяемому
также нами, слово Хонгорай (Конгурай) восходит к географическому
обозначению горно-степных просторов Минусинской котловины"
В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков"История енисейских кыргызов"

День 0
Аалӌы полыңар![ДЕНЬ 0. РАЗВЕРНУТЬ (≈ 2 Мб)]
День прилета являлся подготовительным. Стандартные процедуры по закупке и сортировке еды были быстро завершены, и осталось некоторое количество времени до вечернего поезда. Эта часть досуга никак не была спланирована, поэтому с ней мы разобрались экспромтом: решено было ехать смотреть на Братский мост.




По полученной на местности информации, самое дешевое такси в городе можно вызвать по номеру (3902) 220-220.
Стоимость перемещения по Абакану 70-90 руб.

Объект находится вне пределов городских маршрутов, поэтому попасть к нему общественным транспортом - морока. Мы воспользовались такси.
Возможных последователей нужно предупредить о том, что не все службы такси знают о существовании моста. Поэтому может получиться так, что из Абакана до места вы доберетесь благодаря знаниям водителя, а вызвать машину обратно к мосту не сможете, т.к. в базе данных оператора "нет такого адреса".
Вы вправе спросить, что в этом мосте особенного. Ничего, кроме наличия виртуального геокешерского тайника, к которым Наталья питает страшную слабость.

Общий вид на мост. Енисей в среднем течении едва ли шире Кубани у Краснодара. Но чувство прикосновения к могучей сибирской реке немедленно просыпается.


1

Братским мост назван в честь инициаторов и воплотителей проекта - братьев Лебедевых. Погибшего Красноярского губернатора помнят все, а то, что его младший брат в это же время был главой правительства Хакасии, я лично узнал уже по возвращению домой.
На обоих берегах установлены стелы с лебедями, летящими друг к другу; мост с поэтическим символизмом соединяет два субъекта Федерации.


2

Чтобы взять тайник, надлежит перебраться на другую сторону. Жители не менее поэтичны, чем главы регионов - у Кристины не было шансов ответить отказом под крылом символа верности, я считаю.


3

Вернулись на Красноярский берег. Свадебным реквизитом оцеплены решетки около стелы. Символ брачных оков у каждого свой.


4


5

Тайник взят, и у моста больше нечего делать. Через час уходит наш поезд, поэтому нужно поторапливаться обратно к вокзалу.


День 1
Переходим границу

[ДЕНЬ 1. РАЗВЕРНУТЬ (≈ 57 Мб)]
Пока идет наш поезд, расскажу о ближайших планах.




Между Абаканом и Междуреченском ходит всего один поезд в сутки, ночью. Для удобства пассажиров как в одну, так и в другую сторону мыкаться придется в общем вагоне.

Из группы только мы с Наташей забрасываемся со стороны Абакана. Еще трое - Владимир с Татьяной из Перми и Юрий из Москвы - едут более классическим путем - из Новокузнецка междуреченской электричкой. На станции Лужба нам нужно найти друг друга рано утром. Мы же прибыли ночью, и должны теперь коротать время в их ожидании.
Cморило нас довольно быстро; устроившись прямо около ж/д насыпи, мы проспали несколько часов. Сон был, прямо скажем, зябким, а ночь, пожалуй, самой холодной за все путешествие.
Очень неуютный туман первым нас встретил на берегу Томи.


6


7

Через реку нет постоянной статичной переправы к приютам в устье Амзаса и началу основных туристических троп. Эту функцию выполняют лодочные перевозчики из числа местных жителей. Как только приходит электричка из Междуреченска, начинается короткое, но бурное движение. С последним туристом оно намертво затихает до послеобеденной электрички в обратном направлении.
Про переправу еще будет подробнее, она может сильно повлиять на ваши планы.


8

Первый же лодочный рейс доставляет нас на другую сторону. Т.к. электрички еще нет, идем регистрироваться к спасателям. Помимо лодок, здесь есть и другой транспорт, не в такую уж глушь мы забрались.


9

К позднему утру уже становится жарко, но это обстоятельство определенно лучше, чем дождь, на который частенько в отчетах слышны жалобы.


10

Наконец, на том берегу слышно гудки электрички, и вот уже через полчаса группа в сборе. Трогаемся в путь. Масса народа движется в этом же направлении. Замечены даже веллеры.


11


12

От нашего старта проложена грунтовка до старого талькового карьера на 8 км вверх по течению. По этой дороге можно заброситься на местном бортовом ЗиЛе за какие-то умеренные деньги. Он - этот ЗиЛ - и принес первый разлад в коллектив.
Владимир с Татьяной решили сэкономить силы и воспользоваться транспортом. Я же, напротив, хотел непременно пройти по низу долины пешком.
Заранее это не обсуждалось, поэтому созрел компромисс: кто хочет - ждет отправления ЗиЛа, кто хочет - идет своими ногами. Первые, прибывшие к карьеру, дожидаются вторых.
Это решение по непонятной причине не нашло поддержки у "транспортной" части. Владимир с плохо скрытым недовольством отправился вместе с нами пешком.


13




Жарки - это обычная купальница, широко распространенная и у нас. Только в Сибири она насыщенного оранжевого цвета.

Лето уже сменило весну в этой части Кузнецкого Алатау. Воды все еще было много, но прибрежные кусты показывали, что было больше.

Миновав первые приюты, мы попали к первым полянам, ради которых я и хотел идти пешком. Что-то ярко-оранжевое заполыхало внезапно за деревьями. Знакомьтесь, это расцвели жарки́.


14


15


16


17


18

От скорой и внезапной встречи с первой достопримечательностью региона прямо-таки разбежались глаза. За глазами разбежались и ноги по всем окрестным полянам. Спутники начали многозначительно покашливать. Но цветение жарков было действительно массовым, и никак нельзя было проходить мимо того, что я столько раз видел на чужих фото.


19


20

За две недели до нашего отъезда встревоженные интернеты писали о большом количестве нестаявшего снега даже в низинах. Но сибирское лето свое дело знает, и первый увиденный нами снег оказался лишь вон на той вершинке.


21

Расхожее название этой безымянной отметки - пик Дураков. Почему Дураков - спрашивать не положено, иначе причислят, а умному и так сапиенти сат.

Бóльшая часть дороги до карьера преодолена, и снег постепенно начинает попадаться и по обочинам. Рядом со снежниками там и здесь встречается вторая цветочная аттракция местности - кандыки. В целом вид абсолютно идентичен кавказскому, только другой окраски. И их здесь очень много.


22


23


24


25

Фотозадержки у каждой кочки, понятное дело, не всем нравятся. Чтобы не нервировать остальную часть группы, решаем разделиться - фотографически увлеченные участники идут в своем темпе, спортсмены - в своем. В промежуточных точках снова сходимся.
По мере движения вверх вдоль Амзаса становится очевидно, что Алатау (пестрые горы - тюрк.) никак нельзя было назвать иначе. Пестрит отовсюду и сильно: свежая зелень разных оттенков, цветы любых окрасок, пятна снега, глубокое синее небо.


26


27

За созерцанием этих пейзажей доходим до конца дороги. От этого места рукой подать до приюта Снежный барс.
В глазах у всех мерцает немой вопрос к завхозу: разве нам не пора уже покушать? Завхоз в образе и строго велит ждать ровно до 14.00.
Немного по тропе от дороги, и открывается часовня приюта.


28

На приюте довольно людно. Встреченные в низовьях райдеры уже обосновались на одной из стоянок, но нам окапываться еще слишком рано. Зато как раз для целей обеда находится прекрасная беседка у оборудованного источника. Завхоз не выдерживает взглядов и командует обедать.

Обеденный перерыв в этом месте.

От приюта тропа лежит к первому на маршруте перевалу Алгуй(-ский) (н/к, 778 м). После первичного переваривания пищи собираемся выходить. Однако не все разделяют это решение. Владимир с Татьяной еще недостаточно отдохнули и хотели бы задержаться у беседки какое-то время.
На мой взгляд, разделяться после окончания дороги неразумно, т.к. здесь уже есть вероятность свернуть не туда, куда нужно. Втроем ждем их еще полчаса, но и этого времени оказывается недостаточно. После бесплодных препираний все же разделяемся - ждать неизвестно чего ввиду приближения вечера я не хочу, Владимир же наотрез отказывается продолжать движение сейчас. Удостоверившись, что оставленная часть группы понимает дальнейшую дорогу, уходим на перевал.
Не могу сказать, что общение происходило без зарождающейся взаимной неприязни.


29


30

Снова кандыки.


31


32

Сказать про сам перевал нечего - скучный, низкий и залесенный. Седловина переувлажнена тающими снегами. Но для комфортного преодоления верховых болот у нас припасены сапоги, сейчас им самое время и место.


33

Зато избыток влаги позволяет прекрасно себя чувствовать калужницам. Это третий цветущий вид, массово бросавшийся нам под ноги в Алатау. Не много за сегодня цветов?


34


35


36


37


38

С пересечением седловины перевала Алгуй мы заканчиваем свое недолгое пребывание в Кемеровской области и попадаем в горную часть Хакасии. До вечернего лагеря остается немного: сбросить 3 км до Куприяновой поляны.


39

Сбрасываем всеми силами, пока что-то ярко оранжевое снова внезапно не появляется в поле зрения. Вторая порция жарков, на этот раз с примесью родиолы.


40


41


42


43


44


45


46
Куприянова поляна оказывается очень уютным местом. Сам приют уже занят шумной и многочисленной толпой, в которой Юрий неожиданно находит каких-то своих знакомых. На чужом празднике встречи всегда чувствуешь себя не очень уютно, поэтому мы с Наташей находим обжитой угол под две палатки, где остаемся дожидаться наш аръергард.



47


48

Середина июня на 50-х широтах - прекрасное время для вечерних прогулок. Длинные сумерки и следующий за ними закат вязки и неторопливы. Окрестности поляны украшаются низким светом. Теплый тихий вечер в красивом месте, никаких пробок и телевизоров, нет мобильной связи - когда-то люди провожали так каждый день.


49


50

Раздвоенный кедр посередине поляны показался мне сюжетом, достойным внимания. Не взыщите, что я его так замучал.


51


52

Жарки в косых лучах солнца обретают сверхпроводимость, это светящееся оранжевое поле нужно было видеть.


53


54

Удивительное дело, но в дополнение к этой гармонии совершенно нет кровососущих. Даже не знаю, чем мы заслужили такую благодать.


55


56


57

Около поляны поток полноводен и мощен, как и все реки вокруг в это время года.


58


59

К моменту, когда солнце уже совсем скрывается за ближайшими вершинами, к лагерю наконец подтягиваются Владимир с Татьяной. Сухо пообщавшись, концентрируемся каждый у своей палатки.


60


61


62
Ужинаем раздельно, взаимоотношения уже совсем очевидно не складываются. Подождем, что принесет утро.


63


День 2
Десять негритят решили пообедать (с)

[ДЕНЬ 2. РАЗВЕРНУТЬ (≈ 33 Мб)]Утро начинается с хорошей погоды. Юрий оказывается самой ранней пташкой, разбудив всех с уже готовым чаем: получается почти кофе в постель. После очень неспешных сборов одной из частей группы выдвигаемся далее по маршруту.


64Все те же жарки, среди которых мы гуляли вчера вечером.


65Теперь идем вверх по течению вдоль одной из больших рек района: р. Малый Казыр.




Казыр - один из самых распространенных в регионе гидронимов. С тюркских языков переводится как "злой", "свирепый", "бешеный"
Почти сразу живописные поляны и ковры цветов уступают место тайге.
Тропа идет все время по кромке берега, довольно скоро превращая пейзаж в совсем уж однообразный. Фотографическая активность наша снижается, что сразу же сказывается на скорости передвижения.

Теперь части группы меняются ролями - мы с Натальей постоянно отрываемся вперед, Владимир с Татьяной догоняют на привалах, Юрий где-то между нами.



66


67


68


69
Перед началом путешествия наибольшие опасения вызывал уровень воды в реках, обусловленный активным снеготаянием. Даже самые малые притоки Казыра в это время года весьма полноводны, о крупных и говорить нечего.
Однако, несмотря на самое начало сезона, большинство переправ оказалось оборудовано либо мостами, либо свежесваленными деревьями. Это сильно упростило нам жизнь, хотя несколько раз брод все же потребовался.



70


71

На одном из притоков Казыра обязательно нужно сделать остановку, чтобы проверить подлинность его названия.
Указатель говорит, что это ручей Вкусный. По топографической версии он называется Сладкий.
А вместо воды в нем, понятное дело, апельсиновый сок - молва врать не будет.


72


73

Хотя все ранее упомянутые цветы во множестве встречаются повсюду, есть участки, мимо которых не пройти просто так.


74


75

Запомнился этот лог, весь, сколько можно было видеть, в цветах.


76

Мало-помалу открывается и сам Тигертыш, тайга становится реже, в цветовой баланс все чаще вкраплен белый цвет ближайших вершин.


77
К обеду всем составом группа достигла ручья Высокогорного и одноименного приюта.
Неожиданный сюрприз после чая вдруг преподносит Юрий: здесь его маршрут меняется, и дальше он не идет с нами, а остается радиалить в ближайших окрестностях. Как говорится, немая сцена. Формальной причиной заявлен слишком тяжелый рюкзак и плохое самочувствие, но очевидно, что не последнюю роль в этом решении играет психологический климат в коллективе.

Неожиданный поворот событий требует осмысления и вообще понимания, что делать дальше.
С отпадением Юрия мы испытываем некоторые экипировочные сложности: теперь двоим придется нести трехместную палатку, а также ему необходимо вернуть Владимиру кошки, которые для него с собой брал последний.
Делать нечего: забрав часть продуктов, уравновешиваем рюкзаки и собираемся идти дальше в усеченном составе. Владимир с Татьяной снова решают устроить большой обеденный перерыв. Это ожидаемо, поэтому мы с Натальей выходим вперед с задачей найти и подготовить место для ночлега. Условлено не уходить далее последнего приюта на маршруте на ручье Рамазина. Перед сложными переправами (если случатся) обговорено собираться вместе.


78
Первые несколько километров гнетут тягостные ощущения от такого развития событий. Но солнце по-прежнему светит, поют птицы, и гремит Казыр. Жизнь клокочет вокруг в полную силу, и это не может не сказываться на настроении.
Чем выше по течению, тем сильнее мы отодвигаемся назад по календарю. Еще утром мы проснулись на цветущей поляне, а теперь двигаемся мимо еще не распустившихся деревьев.


79


80


81


82
Надолго задержался в этом месте. Частокол молодой ольхи, а под ней - как будто дети в песочнице - первые цветы калужниц. Еле осязаемая, но какое-то всеобъемлющая энергия Природы излучалось вокруг.


83


84


85
Минуем ручьи Нижний Двойной и Верхний Двойной. Оба действительно двойные.


86Последний на нашем пути крупный приток Казыра выдает себя задолго до подхода к нему. Сейчас вторая половина дня, вода максимальна, и ручей Рамазина слышно невооруженным ухом. Подойдя поближе, видим картину Айвазовского: ручей в бурунах, поток хлещет выше русла, застрявшее между камней бревно в обхват толщиной легко подпрыгивает на волнах.



87


88
На наше счастье через все это наведен мост, другие варианты преодолеть препятствие в голове даже не возникают.



89


90
На той стороне ручья располагается приют Рамазин - последний перед подъемами к перевалам истоков Казыра.
Мы заранее знали, что сейчас здесь идет строительство новых срубов, но работников на месте не обнаружилось. Выбрав место для будущего лагеря, отправились на изучение окрестностей.


91


92
Особое внимание привлекло это транспортное средство. Снегоход, стоящий в цветах, не может остаться незамеченным.



93


94


95Сам снегоход был не первой свежести и стоял под открытым небом в какой-то неряшливой позе. Этим он производил впечатление давно и безнадежно заброшенного. Позже оказалось, что оно обманчиво.


97Если раньше нам попадались большие группы кандыков и калужниц, то на поляне приюта обнаружилось целое поле, заросшее ими. Остатки вечера были потрачены на попытки поместить в объектив эту огромную клумбу.



97


98


99


100


101


102


103


104


105Тем временем уже подходил момент, когда нужно было беспокоиться за нашу вторую половину группы. Время шло к позднему вечеру, а Владимира с Татьяной все не было.
Рамазин, как часто называют ручей для краткости, все нес свои бурные воды в Казыр.



106


107


108


109

Мы прождали еще час - без изменений. Чтобы чем-то вытеснить накапливающуюся тревогу, занимались бытовыми мелочами, между делом продолжая обходить окрестности.


110


111


112


113
Неприятное беспокойство росло.
Вспомнив пройденные по пути места стоянок, я вернулся на километр назад по тропе, но наших компаньонов нигде не обнаружил. С этим пришлось возвратиться в лагерь, и оставшееся до темноты время мы еще вглядывались в противоположный берег, ожидая там увидеть силуэты людей или свет фонариков.
Что дальше: снежные кнехты и козьи ворота

Рамазин, Шория, Томь, Куприянова поляна, Тигертыш, Поднебесные Зубья, поход, Кузнецкий Алатау, Экстерриториум, Амзас, Казыр

Previous post Next post
Up