Околополярные каникулы. Ч. 7. Одной ногой на Соловки

Apr 24, 2014 17:42

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Рыбачим

День 14
За морем житье не худо

Еще на стадии обсуждения маршрута возникли пожелания части участников заглянуть на Соловецкий архипелаг. Эти пожелания отчасти совпадали с моими, явных же возражений высказано не было. Так наш пешеходно-велосипедный тур приобрел еще оттенки паломнического, с позволения сказать.
Именно для заезда на Соловки мы в прошлой записи погрузились в поезд из Чупы, ночью прибывавший в Кемь. Перемещения с велосипедами в российских поездах вообще не назвать комфортным, но именно этот рейс порядком омрачил наше путешествие.

Прибыв ночью, мы какое-то время сопротивлялись сну в расчете прободрствовать до утра. Но мало-помалу все же задремали, а проснувшись к нужному времени, обнаружили, что в зале ожидания остались одни.
Вместе с людьми покинула здание и наша палатка. Выходило, что за пару часов, в которые мы клевали носом, кто-то покопался в нашем багаже с проверкой, что в нем плохо лежит. Хуже всего лежала как раз палатка.
Пропажу обнаружили уже на пристани в Рабочеостровске. До отхода теплохода еще оставалось время, и я успел примчаться обратно на ж/д-станцию. Была еще слабая надежда, что ее мы где-то обронили, но умом понималось, что хватились слишком поздно. Так и вышло, палатки след простыл. Оставалось только принять потерю.
Настроение было подпорчено, но на время отплытия это никак не влияло. Я стремительно вернулся к причалу, и в положенный час мы загрузились и отчалили в сторону Соловков.
Утро было, прямо скажем, мрачным.

На борту оказалось совсем не по-летнему зябко. И без того безжизненные скалистые островки вокруг потонули в низкой облачности, того и гляди, снег пойдет.
При таком унынии вокруг пассажиры в дороге развлекаются как могут. Самая массовая затея - кормить чаек с рук.

Чайки хорошо натасканы и прекрасно управляются с человеческими конечностями.
Как можно видеть на фото, теплоход везет на архипелаг запасы бутана, пропана и редкий углеводородный газ испытан.

Кроме этого о самом рейсе трудно сказать что-либо содержательное. 43 км морского перехода на теплоходе "Василий Косяков" занимают 2 часа времени, вторую часть из которых мы продремали.
Но вот появляются и очертания берегов. За время рейса на улице стало немного приветливее.

Суша все ближе, и за одним из береговых изгибов получается слово в слово как в известной сказке (кроме пушек).

На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят

Стены Соловецкого монастыря довольно неожиданно и весьма эффектно открываются с воды - после серых безжизненных просторов Белого моря это особенно контрастно.
Внятных планов на осмотр острова у нас не было, а всю программу нужно было уложить в один день, как бы кощунственно и неправильно это ни звучало. Повинуясь толпе и указателям, мы отправились от пристани к главной и крупнейшей достопримечательности архипелага - Спасо-Преображенскому монастырю. И вскоре были у его ворот.

При монастыре обнаружился туристско-информационный центр. Это было именно то заведение, что нам нужно. Расспросы его сотрудников принесли нам понимание, что ни на посещение лабиринтов Заяцких островов, ни на другие интересные мероприятия у нас не хватит времени.В своем беглом формате мы укладывались лишь в обзорную экскурсию по монастырю. На нее и пал выбор.
Пока формируется экскурсия, можно пристегнуть велосипеды и оглядеться.
В бухте Благополучия перед монастырем установлен поклонный крест.

Напротив него на суше - Александровская часовня. За часовней вход в главные ворота монастыря, куда нас уже зовет экскурсовод, поспешим.

Культурная программаЗабегая вперед, скажу, что с экскурсией у нас не вышло. Хотя посещение монастыря безусловно интересно само по себе, ее программа на мой взгляд слишком перегружена в повествовательной части. Первая половина экскурсии была посвящена устройству быта монастыря и братии - она больше всего и запомнилась. Затем последовала ретроспектива развития монашеской жизни на архипелаге, для обычного посетителя слишком перегруженная. Обильные и мелкие исторические детали и подробности этой части могут удержать внимание только специалиста или глубоко интересующегося этим вопросом. Вместо долгих рассказов экскурсовода хотелось просто походить по помещениям и экспозициям, чтобы без лишних слов ощутить атмосферу острова.
Мои слова выражают мое мнение о содержании экскурсии и пусть никого не обидят, они не относятся ни к самим Соловкам, ни к монастырю.
Что же до остальной части острова и архипелага, то я не чувствую себя компетентным что-либо говорить по этому поводу. Помимо Спасо-Преображенского монастыря на острове еще несколько храмов и памятников истории - ни один из них мы не посмотрели.

Карта Соловков. По клику - изображение в полном размере
Как центр туризма Соловецкий архипелаг вполне развит. Уже упомянутый турцентр может на месте предложить любые экскурсии по острову и вокруг него. Единственным ограничением здесь является платежеспособность туриста и количество его свободного времени. Однозначно можно сказать, что светового дня слишком уж мало для Соловков - многие экскурсии формируются и отправляются не каждый день. Так, например, я остался без посещения Заяцких островов именно по этой причине.
Отдельно нужно затронуть сопутствующую инфраструктуру. Магазины и жилье для туристов присутствуют на острове в достаточном количестве. В отличие от большого и помпезного туристического центра в Рабочеостровске, их масштабы на острове скромнее, и, вероятно, обойдутся дешевле. Говорю без уверенности, так как не было задачи сравнивать.
В целом же на Соловках помимо церковной жизни вполне существует и мирская - на острове живет чуть менее тысячи человек, образующих вместе Соловецкий пст. В этом смысле остров не оторван от обычной жизнедеятельности, и в случае необходимости можно обратиться к местным жителям за какой-либо бытовой помощью или попроситься на постой.
И в завершении о проживании на Соловках. Попадались сведения о действующем запрете на неорганизованное палаточное проживание в пределах всего острова. Запрет этот якобы строго соблюдается, а нарушения инспектируются. Не могу однозначно это подтвердить или опровергнуть: с одной стороны, мы действительно не видели ни одной палатки, с другой стороны, никакой "полиции нравов" также не встречали. Вероятно, степень строгости запрета прямо пропорциональна близости палатки к той или иной достопримечательности.

По словам экскурсовода конусная или трапециевидная форма стен и башен монастыря неслучайна. В условиях высокой влажности известковый раствор долго цементировался, и кладку намеренно сужали по мере возведения, чтобы сырая стена не обрушивалась.

На середине программы на нас навалился недосып последних суток.
Зевать среди экскурсантов в таком месте было верхом неприличия, поэтому мы поспешили самостоятельно досмотреть монастырь и поспать хотя бы пару часов на улице, пока Сан Саныч не закончит экскурсию вместе со всеми.Пока спали, над архипелагом распогодилось. Каменные стены потеряли свою мрачность, и только строительные леса немного портили прекрасный общий вид на монастырь.

До вечернего рейса обратно на большую землю еще оставалось время. Воспользовавшись своим велосипедным преимуществом, мы решили поколесить в округе и добраться куда успеем.

Обогнув монастырь с его тыльной стены, попадаем к озеру Святому и самому известному ракурсу на Соловках.

От левой башни на фото тянется улица Заозерная - основной район застройки острова разного рода сувенирными киосками. Она же в итоге выводит к каменному лабиринту недалеко от монастыря. В самом ее конце рощица карельской березы - прекрасные прозрачные северные джунгли.

Берег, как мы уже видели с воды, очень живописен.

Лабиринт же оказался явным новоделом.
По такой же новодельной традиции все посетители проходят между камнями. Каждый увидевший действо обязательно его повторяет.

Некоторые участники не стали исключением.

Несмотря на людность, мыс лабиринтов оставил самые добрые впечатления. Он весь был пропитан спокойствием и умиротворением. Была уже вторая половина дня, и ощущалось, что вот-вот закат зальет берег, и здесь станет совсем уж сказочно.

Соловки административно принадлежат Архангельской области, поэтому и сувениры архангельские: козули - твердые съедобные пряники из ржаной муки и мукосолы - сувенирные фигурки из обожженного крутосоленого теста

К моей великой досаде, временем на закат мы не располагали. Пришлось выдвигаться обратно. Миновали всю ту же Заозерную улицу, и второй раз противиться сувенирному соблазну не нашли сил. Кстати, среди обычных магнитиков и обыденной сувенирной утвари встречаются и действительно интересные вещи, среди которых особенно выделяются сувениры из теста.

Снова заехали к берегу Святого озера

И поспешили к пристани - время набега на достопримечательности Соловков истекло. Я покидал остров с острым чувством упущенного.

Так как наш обратный путь лежал не в Кемь, а в Беломорск,  наше транспортное средство тоже поменялось. На этот раз нам достался куда более комфортабельный теплоход "Сапфир". Последние взгляды на соловецкий берег с его кормы.

Закат нас все же догнал уже на подходе к материку.

Пока солнце бушевало над открытым морем, в Беломорске стеной стоял дождь. Наблюдение за этим природным явлением не приносило энтузиазма, особенно ввиду отсутствия палаточной крыши над головой.
Ничего не оставалось делать, кроме как экстренно искать пристанище на ночь. Здесь нам как нельзя кстати пришлись блага цивилизации в виде Интернета. В сети нашелся единственный на весь город адрес гостиницы "Беломорье".
Поздним вечером мы выгрузились с теплохода и уже около полуночи нашли искомое. Гостиница представляла собой переоборудованный под временное проживание граждан первый этаж жилой пятиэтажки.  На наше счастье нашлось три свободные койки. На них мы и провели нашу предпоследнюю ночь путешествия.

День 15
Заключительный

Всем доброе утро, и настало время сказать, почему мы отплыли с Соловков в Беломорск. В окрестностях этого города находится интересный исторический объект: крупнейшее в Европейской России скопление наскальных рисунков - петроглифов, датируемых 4-ым тысячелетием до н.э.
Так как программа сегодняшнего дня посвящена только им, можно ослабить темп путешествия и полениться. Только поздним утром под ярким солнцем и безоблачным небом налегке выезжаем из Беломорска.

Не проходит и часа, как мы на месте. У неприметного указателя от асфальта отходит грунтовая дорога, вскоре переходящая в широкую тропу. Тропа пешеходная, но идеально подходит для велосипеда. Малое количество пеших попутчиков позволяет с большим комфортом и удовольствием прокатиться по смешанному лесу.

Тропа заканчивается у широкой опушки. Довольно неожиданно попадаем на миниатюрное каменное плато - оголенный плоский скальный участок посреди леса.

Видимо, мы не самые ленивые из посетителей, так как у петроглифов почти нет народа. Раскрыв приобретенную по случаю брошюру-путеводитель, отправляемся на осмотр древностей.

35Подробнее
Несмотря на то, что добраться к Беломорским петроглифам не составляет никакого труда, по незнанию можно глубоко разочароваться их посещением. Причина заключается в специфике самих рисунков. Техника их нанесения на камне - ударная, контур и собственно сами рисунки выбиты автором на основании другим камнем. Так как слагающие их породы достаточно тверды (гранит), глубина рисунка совсем невелика. При ярком контрастном свете такие рисунки едва-едва различимы. Многие проходят мимо, совершенно их не замечая.
В этой связи во многих путеводителях отмечена рекомендация к посещению петроглифов при низком солнце - тогда боковое освещение создает тени, подчеркивающие рисунки, и они становятся более выразительными на местности.
Так как изучение петроглифов продолжается, научные сотрудники выработали даже собственный метод их поиска. Чтобы не ограничивать себя временем суток с подходящим освещением, исследователи искусственно уменьшают яркость и контрастность солнечного света. Для этого используется кусок черного полиэтилена, накрывшись которым можно внимательно и детально изучать каменную поверхность.

Наглядная демонстрация исследовательской работы под пленкой
Часто встречаются рекомендации при осмотре рисунков прибегнуть к помощи более осведомленных и компетентных людей. Речь идет о местных жителях или научных сотрудниках ИЯЛИ КарНЦ РАН, работающих прямо на месте и во время экскурсий. Последний вариант приблизит к наиболее полному знакомству с беломорскими петроглифами. Сами сотрудники - по крайней мере при нашем посещении - охотно показывали все рисунки, многие из которых мы пропускали, толковали их значение и вообще были кладезем интересной информации.

Так как мы были осведомленные и подготовленные туристы, яркое солнце не мешало нам в поисковой работе.

Первый результат не заставил себя ждать. Почти сразу был обнаружен самый известный из беломорских петроглифов - пляшущий человек.

Конкретно этот рисунок дополнительно пигментирован мелом или чем-то похожим для легкого его обнаружения.
Однако с остальными пришлось потрудиться.

Даже имея на руках иллюстрированный путеводитель, часто трудно обнаружить на месте собственно иллюстрацию.

Мало того, что рисунки едва видны, но и руку художника нельзя назвать уверенной. Многие петроглифы можно идентифицировать как осмысленную картину только с комментарием специалиста или брошюры. Например, вот это сцена охоты на гусей: лодки, охотники, птицы. Один из охотников в кадре, найдите его на схеме

Еще одна сцена охоты человека на что-то четырехлапое.

Со временем к нам пришел опыт и навострился глаз. А возможно, солнце повернулось нужным боком. Но петроглифы мы стали находить везде и помногу.
Снова охотник с луком и гусь, пораженный стрелой по самое оперение .

Здесь лыжная охота на оленя.

Охотник и его лук крупным планом.

На этом фото второй по известности из беломорских петроглифов - группа лыжников. Эта сцена чаще всего тиражируется на сувенирах и является визитной карточкой всего комплекса рисунков.

Распорядок дня позволил нам в формате неспешной прогулки рассмотреть почти все наскальные рисунки. Наконец, мы насытились этой аттракцией и в том же неспешном темпе покрутили обратно в Беломорск.

Оставались текущие походные дела: собрать и упаковать велосипеды, подготовиться к рейсу на самолет и ждать транспорта. К обеду все это было улажено. Загрузившись в поезд, ранним утром следующего дня мы совершили очередное прибытие в Мурманск. Под моросящий - уже почти осенний - дождь маршруткой добрались до аэропорта. Где ставлю точку в этом путешествии. Мне кажется, что оно удалось.

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Рыбачим

Соловки, Беломорск, Залавруга, беломорские петроглифы, Кемь, Экстерриториум, Рабочеостровск