Околополярные каникулы. Ч. 5. Отклонение к северу

Mar 03, 2014 16:00

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 6 Часть 7 Рыбачим

День 8
Лунный вал уходит вдаль
Обнажая литораль (с)

Ранним утром мы были в Мурманске. И снова стремительно из него уезжали.
Способов попасть в Териберку, которая на 130 км северо-восточнее Мурманска, немного. Мы выбрали такси - по наводке Леши получилось найти машину за вполне разумные деньги.
Вопреки своему положению на краю обитаемой земли, Териберка связана с очагом жизни вполне качественной грунтовкой. К восьми утра мы были уже на берегу, и окунали ноги в Северном Ледовитом океане.

От хозяина, у которого на территории мы жили, про иван-чай услышал такую приговорку:
"Зацвел иван-чай - началось лето. Отцвел иван-чай - кончилось лето"
Если вы с нами с самого начала путешествия, то помните, что нам пришлось разделиться сразу после спуска с Ловозер. Леша с Кариной уехали тогда в Териберку, и вот снова команда воссоединялась.
За время нашего отсутствия ребята хорошо разведали окрестности и сейчас предлагают экскурсию. Мы согласны.

Почти всегда описание Териберки начинают с разрухи, поселившейся здесь после развала рыбодобывающей отрасли. Во время отлива обнажаются останки судов, они - самая красноречивая картина, это подтверждающая.
Я тоже это все видел, но не считаю нужным делать такой акцент на увиденном. У меня получился свой взгляд.

Мы приехали в самое цветение иван-чая. Пух преследовал нас повсюду, вся флисовая одежда быстро становилась как из курятника.

Сама Териберка расположена в устье одноименной реки, весьма полноводной в низовьях.

Этот дом построен на отшибе от села на высоком берегу реки. Он - специально возведенная декорация к съемкам фильма, которые здесь происходят. Издалека строение весьма аутентично и даже оборудовано бельевой веревкой с неснимаемым сушащимся бельем. Ближе мы не подходили и внутрь не заглядывали, но подозревали, что кемперы рядом с домиком привезены не просто так.

Леша успел крепко изучить поселок и теперь блестяще справлялся с обязанностями экскурсовода. Если я правильно запомнил, это - брошенный сарай для сушки рыбы, а если запомнил неправильно, он меня поправит =)

По пути через поселок миновали неоднозначное строение. С виду жилое двухэтажное здание с двухскатной шиферной крышей увенчано куполом с православным крестом. Внезапно.
Как я узнал позже, это действующая церковь. О корнях такой неожиданной  архитектуры остается догадываться, но я предполагаю, что это не от самой сладкой жизни.

Место, где мы помочили ноги в начале записи, было лишь берегом Териберской губы, сильно вдающейся в сушу. Побережье открытого океана выглядит не таким уютным.

Сейчас, можно сказать, штиль, но прибой наблюдается. Чтобы не быть обрызганным с ног до головы, нужно держаться на расстоянии от кромки воды.

Арктическое дыхание тоже весьма ощутимо. Иным порывом ветра может продуть сквозь все, что на нас одето. Но на календаре все же лето. И в периоды безветрия на берегу очень даже комфортно.
Алексей снимает таймлапс-ролики, пока мы бесцельно слоняемся вокруг.

В море есть наверное даже рыбалка - вон на краю скал видны две фигуры, без особого энтузиазма бросающие снасти в воду.

Если не считать за аттракцию ржавые скелеты рыбацких лодок, то ближайшей достопримечательностью в Териберке является каменный пляж. Направляемся к нему, а пока идем, попробуйте угадать размер этой чудной окатанной гальки.

Вот и пляж. В моменты, когда выглядывает солнце, настоящий курорт. Хочется даже выбрать местечко и полежать немного под сонное бормотание Северного Ледовитого океана.

Однако полежать не очень-то и получится, так как галька на пляже не вполне такая, как мы привыкли видеть и "немного" крупнее черноморской.

После такого пляжа Наташа с недоверием поглядывает на остальную группу - Леша с Кариной зовут нас куда-то еще. Не рубить ли двухметровые грибы?

Оказывается, что не грибы. Второй достопримечательностью Териберки после пляжа является водопад. Отправляемся к нему.

Вокруг поселка накатаны вполне годные дороги. Я не до конца понял, кем, и куда они ведут, но все они в очень даже сносном состоянии. Видимо, каменистая почва и не самый напряженный трафик позволяют им хорошо сохраняться.

После недолгой прогулки по сопкам в ленивом темпе мы на месте. Водопад рождается на, казалось бы, совершенно ровном месте. Небольшое озерцо изливается в океан со скальных береговых уступов. И хоть вода не падает эффектно прямо в океан, а еще какое-то время течет к морю по короткому ущелью, водопад безусловно живописен.
С помощью Сан Саныча у подножья можно передать его размер.

Время дня не очень удачное для съемок в этом ракурсе.

Питающее водопад озерцо. Питаемое, в свою очередь, водами оз. Батарейское.

Есть еще и третья достопримечательность Териберки - это позиция береговой артиллерии времен ВОВ. По сообщениям из различных источников батарея не принимала участия  в активных боевых действиях, хотя таковые можно было предположить, связав хотя бы с северными конвоями.
Путь к батарее все так же лежит между сопками среди камней и приземной растительности. Сочетание, отличающееся от всего, что мы видели до этого, поэтому запоминающееся.

Еще один утаенный каменный пляж в распадке между скал.

Первым позицию батареи выдает поклонный крест. Если подойти ближе, становятся видны и сами орудия.

Благодарные потомки не нашли лучшего применения своим скудным способностям, чем написать о себе там, где за их будущее благополучие воевали их деды.
Надеюсь, когда-нибудь вы состоитесь как люди и как граждане, и уже со своими детьми приедете сюда с бутылкой растворителя.

После осмотра батареи за неимением информации о прочих аттракциях на местности отправляемся в обратный путь. На фото характерный ландшафт окружающих сопок - хаотичная россыпь отдельных каменных глыб, здорово походящая на рукотворный сад камней. Или по крайней мере на мои с ним ассоциации.

Еще в начале серии я говорил, что не представлял себе Кольский таким красивым и притягательным. Тем более, я не думал, что берег Баренцева моря окажется настолько живописным и прекрасным.

Ягоды на фото - это дёрен шведский. Неядовиты, но и не особо съедобны.
Мурманская область вообще и ее северное побережье в частности продолжали нас удивлять и восхищать.

По дороге обратно мы миновали кроваво-красное поле. Это массово созрели ягоды на обочине.

Пока мы ходили на осмотр достопримечательностей, случилось еще кое-какое событие, которое мне хотелось воочию увидеть. В поселке начался отлив.

Нет, разумеется, отлив начался на море, но в поселке его стало особенно видно.

Круговорот воды в Териберке
Я впервые наблюдал природное явление отлива и прилива и не был разочарован. Это довольно интересное зрелище как с точки зрения самого процесса, так и с точки зрения картин измененной местности.
Местные жители, конечно, давным-давно к ним привыкли, но нам они были в диковинку. Приливно-отливное расписание вполне устойчиво, и каждое наступление или спад воды происходит раз в 6 часов. За 12 часов, соответственно, происходит полный цикл от одного максимального уровня воды до другого. Средняя величина прилива составляет здесь 4 метра.
Наиболее наглядным приливно-отливный процесс был не в море, а, как можно предположить, в локальных береговых сужениях акватории. В поселке такими сужениями были Териберская губа и устье реки Териберка, в это губу впадающей.
На пляже губы был хорошо виден масштаб отступления воды - океан отодвигался глубоко от первоначального уреза воды и динамику отлива вполне можно было наблюдать невооруженным глазом.
После отлива остается обнаженной вся подводная морская жизнь. В губе ее признаков было не очень много, однако, бывает по-другому. На фото ниже пример обнажившейся литорали, сплошь испещренной конусами нор пескожилов.

Источник: http://www.kolamap.ru/photos/galleries/animals/DSCF4728mini.jpg
Прилив тоже выглядел весьма внушительно. Его лучше всего было видно с моста через реку. Во время роста прилива сначала нехотя, а затем все сильнее нагон морской воды боролся с течением реки. Сверху было заметно, как струи речной воды сталкиваются с морским давлением. Противоборство двух водных соперников продолжалось какое-то время, но море неизбежно побеждало, и наконец течение в реке оборачивалось вспять, а Териберка вырастала в несколько раз за счет океана.

Вот Сан Саныч возвращается тем же путем, каким мы шли к пляжу. Утром вода была у кустиков на заднем плане.

Фукусовые водоросли терпеливо дожидается возвращения воды.

Погуляв по литорали, возвращаемся в лагерь. Мы тут же засыпаем, утомленные ночным поездом, рассветным прибытием в Мурманск и насыщенным днем.

День 9
Дольче фарньенте

Впрочем, спали мы недолго. Около полуночи я открыл глаза и обнаружил, что ночь еще не наступила.
Вместо нее на улице расстелилась какая-то странная смесь сумерек, заката и восхода одновременно. Полярный день ненадолго окунался в Баренцево море для пересменки. Мы двинулись к океану проведать его.

46Ощущения полярного дня трудно передать словами. Биологические часы организма отключаются и отказываются адекватно воспринимать окружающее. По ощущениям на улице занимается рассвет. Но разум убеждается, что сейчас глухая ночь, стоит лишь взглянуть на часы.
Хотя диска солнца не видно, рассеянный свет проникает откуда-то из-за моря.
Обратите внимание на окна в доме. Это не электричество, а отражение невидимого, но присутствующего солнечного света. На улице час ночи.

У моста на пригорке горит свет в доме-декорации.

Состояние ночного рассеянного полусвета продолжается какое-то время. Затем небо начинает светлеть почти там же, куда закатилось солнце.

Около двух часов ночи мы встречаем рассвет, и, как бы это ни звучало странно, снова отправляемся спать.
Окончательно мы просыпаемся уже при дневном свете. На сегодня нет четкой программы мероприятий, поэтому общим собранием акционеров решено батониться.
Чтобы этот процесс не был скучным, ребята предлагают разбавить его собирательством. В качестве охотничьих угодий выбрана ближайшая к поселку сопка. Неспешно выдвигаемся на ее штурм.
Несмотря на незначительную высоту возвышенности, преодоление ее склонов приносит даже некоторое удовлетворение от "восхождения". Сложный скально-растительный рельеф сопки требует какого-никакого выбора маршрута, чтобы попасть на вершину. С нее открывается вид на Териберку и Териберскую губу.

52На самой же вершине мы находим очередной удивительный мирок, живущий собственной жизнью.
Хотя в целом эта часть Кольского полуострова имеет равнинный характер, здесь его поверхность представляет собой некий микро-горный рельеф со значительной складчатостью.
Высотные отметки здесь едва достигают 200-300 м, но присутствуют многие скально-горные черты. Сбросы, ущельица, бараньи лбы, полки и сильная изломанность ландшафта позволяют почувствовать себя как минимум на полторы тысячи метров выше, чем в реальности.
В микро-горном рельефе встречаются микро-озерца в микро-впадинах - совершенная чума.

Платообразные участки локальных вершин усыпаны обломочным материалом, но не сплошь, как в Хибинах, а обильной россыпью. На отдельных возвышениях встречаются сейды.

На склонах сопки мы нашли самый богатый урожай чего только можно - от подосиновиков и морошки до гигантской голубики. Насобиравшись, решили спускаться.
Из доступных развлечений и наслаждений духа и тела оставались рыбалка и баня.

Не рыбой единой
К слову о рыбалке и вообще природных ресурсах местности. Я вскользь упоминал, что Териберка некогда была тесно связана с промышленным ловом рыбы. Позже промышленное значение сошло на нет, но сама связь сохранилась и сейчас, так как воды Баренцева моря весьма богаты на улов.
Основным трофейным видом любительского лова, я так понял, здесь является треска. За подводной охотой на треску, например, сюда приехали дайверы, которые стояли лагерем недалеко от нас. Ее же ловят и местные.
Однако помимо рыбы, в здешних водах обитает еще один крайне интересный для рыбалки и очень скандальный донный житель. Это краб.
Дело в том, что в акватории Баренцева моря находится изолированная инвазивная популяция камчатского краба. Как можно понять из названия, краб никогда не являлся типичным обитателем этих мест и был акклиматизирован в европейской части нашей страны в 1960-е годы как природный эксперимент.
С этим крабом сложилась весьма неоднозначная ситуация. С точки зрения российских регулирующих организаций законный лов камчатского краба возможен только по квотам ввиду хрупкости популяции. С точки зрения Норвегии, добыча этого же самого краба возможна без ограничений, т.к. вид размножился настолько, что угрожает местным живым организмам.
Существует два лагеря и два взгляда на проблему: одни, в том числе, промысловики считают, что открытый промысел краба не только возможен, но и необходим, так как чужеродный вид бесконтрольно размножается и съедает все живое. Природоохранные организации, в том числе WWF, утверждают, что, хотя популяция и растет, но ощутимого влияния на традиционную экосистему Баренцева моря не оказывает.
Нашлось фото в тему на одном дайверском ресурсе.

Любительское погружение в Баренцевом море.
Источник: http://www.dive.ru/_data/reports/0011568/IMG_7204color.jpg
Самая запретная тема для разговоров в Териберке - это браконьерство краба. За это (в смысле, за браконьерство) можно поплатиться как минимум возбуждением уголовного дела. Тот самый хозяин, у которого мы жили, неохотно поднимал этот вопрос, однако позже сменил оттенок темы и поделился некоторыми байками. Вообще, он рассказывал не мне, но я подслушал невольно.
Самая распространенная история - о многотысячном покрове из крабов, устилающих собой дно моря и сжирающих все. В общем-то, фото подтверждает.
По мере разгорания беседы, открывались новые подробности о крабах-монстрах. Так, рассказчик утверждал, что эти чудища вырастают до двух метров, что тоже с натяжкой, но правдоподобно.
В самых ярких красках преподносилась прожорливость краба. Запомнился рассказ о том, что камчатский краб здесь научился активной коллективной охоте - будто бы одна особь встает другой на "спину" и ловит клешнями проплывающих рыб.
Дальше - больше, и под конец рассказа о крабах, я узнал о том, что, дескать, был случай, когда они сожрали подводный кабель связи. Вероятно, в итоге камчатские крабы утопили бы и Атлантиду, но - уже не помню в связи с чем - увлекательный рассказ прервался.
А кстати, инвазия в Баренцевом море существует не только со стороны камчатского краба. Исследованиями отмечен взрывной рост в последние годы популяции снежного краба, возможность промышленного лова которого стала обсуждаться даже в России. По исследованиям российских ученых снежного краба в Баренцевом море в 10 раз больше, чем камчатского.

Рыбалка у нас состоялась, и о ней я расскажу в отдельном посте. В процессе поимки рыбы мы хорошо разогрелись. Отходящая с отливом вода была вполне приятной на ощупь и уж точно теплее, чем, например, байкальская. Поэтому мы никак не могли не воспользоваться случаем искупаться на 69-ой параллели.
И это было здорово.

После купания в Баренцевом море у нас была баня. Рыбаки-соседи поделились с нами удачным уловом трески, нашлось вино для поддержания гармонии в коллективе и под дурманящий запах свежих грибов на сушилке мы очень даже тепло скоротали этот вечер нашей затянувшейся внеплановой дневки.
А тем временем кони наши давно уже прибыли из Краснодара в Мурманск и нетерпеливо били копытами в стойлах. Велосипедная часть вот-вот уже должна была начаться.

Ожидайте: завтрак на полярном круге