Околополярные каникулы. Ч. 3. Трое в Хибинах

Feb 10, 2014 11:26

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Рыбачим

День 5
Форсирование Днепра

В прошлой записи группа попрощалась с Ловозерами. И больше не смотрела в их сторону =)
Однако прежде чем отправиться дальше к увиденным давеча вершинам Хибин, нужно открыть итоги вечернего совета племени, который у нас случился вчера, и о котором до этой записи я умолчал.
Дело в том, что каменные осыпи Ловозерских тундр пошатнули здоровье некоторых из нас. Карина, испытывающая усиливающиеся недомогания, вынуждена была отказаться от дальнейшей части маршрута. Леша покидал группу вместе с ней, и они вдвоем отправлялись в Териберку - небольшой поселок на берегу Баренцева моря, где намеревались пожить пару дней и просто отдохнуть.
К этому времени об упомянутой Териберке я успел услышать много лестного и восторженного от самого Леши, который побывал там раньше. Вот и сейчас (т.е. еще вчера) он выложил перед нами очередную порцию соблазнительных картин и описаний побережья Баренцева моря.
И смог-таки нас убедить. Всеобщим голосованием планы менялись.
Решено было следующее. Карина с Лешей сегодня утром возвращаются в Ревду, откуда едут в Териберку. Мы же должны пересечь Хибины за минимальное количество времени, чтобы успеть к ним присоединиться на предстоящих выходных. После выходных начиналась уже наша велосипедная часть. С этими намерениями мы и вышли утром.

Когда-то мимо рудника Умбозеро проходила ж/д ветка, связывавшая Ревду с Кировском. Она не пережила тяжелых времен и была разобрана, оставив после себя только насыпь и шпалы. А вот автомобильная дорога вдоль нее сохранилась до наших дней. И на одной из развилок приходит время разделяться с Лешей и Кариной. Теплые прощания и напутствия несколько сглаживают дискомфорт, который всегда имеет место в психологическом состоянии группы при внеплановых изменениях в составе.
Уже втроем мы довольно быстро добираемся до начала протяженной равнинной перемычки между крайними отрогами Ловозер и Хибин. Пейзаж радикально меняется и определенно в более живописную сторону. Вот мы на одном из Окуневских озер. Прекрасное место для ночевки с небольшой поляной морошки. Как повелось, мы вчера снова чуть-чуть не дошли.

За первым Окуневским озером обнаруживается второе. После однообразных серых каменных будней художественные листья кувшинок на темной воде  просто магически затягивают взгляды. Жаль, что мы не попали на период цветения.

За увлеченным фотографированием живой природы нас застал сначала один проехавший мимо УАЗ. Вскоре за ним последовал второй, водитель которого вдруг решил остановится. Оказалось, что это машина местного лесничества, и ребята предлагают подбросить. Уговаривать нас не пришлось, и несколько километров до моста через р. Сура мы бесстыдно пропассажирили.
Дорогу в этой местности трудно назвать легкопроходимой даже для УАЗа, но ведь каждый знает, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Вот и мост через Суру. Состояние его сугубо пешеходное. Но это только прибавляет ему привлекательности

Сама река Сура. Соперничает по живописности с мостом.

Взгляд и ноги не нарадуются переменам местности после осыпей последних дней. Светлый смешанный лес теперь сопровождает нас, и каждый его квадратный метр зовет остановиться и слегка прилечь на моховую подстилку.
Мне хотелось полежать на непременно белой поляне с ягелем, который нам постоянно попадался на берегах Сейдозера. Под одной из сосен такая нашлась. Вокруг нее в обилии росла еще и черника, лучшего места под обед сыскать было трудно. Милости просим к столу.

Подкрепившись, продолжаем путь. Дорога из сухого и светлого леса приводит в более заболоченные места.

Внезапно древесно-кустарниковая растительность отступает и перед нами открывается совершенно курортный вид. Вперед на километр по дуге уходит длинная и узкая коса. Воды залива Чудалухт лениво накатываются на полоску песчаного пляжа, который перетекает в протяженную лужайку с коротко стриженной травой. Вдоль всего берега как будто искусственно высажены кустики можжевельника и сосен-бонсай. В общем, красота.

По другую сторону косы зеркально-тихие воды озера Ниж. Чудозеро. Мелкий плес напоминает отдельную зону для купания детей, усиливая пляжное впечатление. Отчетливо не хватает лежаков и зонтиков от солнца.

Для завершения картины и полного сходства нам положено было хотя бы окунуться, но по некоторым причинам мы стремились дойти до конца косы. Там нас ждало нечто, вызывающее некие сомнения и обеспокоенность еще с момента планирования маршрута.

Что же там такого страшного
Нитка нашего маршрута предполагала переход в Хибины из Ловозер через мыс Литт, которым заканчивалась суша со стороны последних. Чтобы попасть к Хибинам, необходимо было преодолеть брод через узкий пролив в крайней северо-западной оконечности Умбозера.
Этот брод отмечен на многих туристических схемах и картах района и является стандартным способом попасть из одного массива в другой. Однако по не до конца выясненным причинам это локальное препятствие еще дома стало вызывать обеспокоенность части группы: как мы будем переправлять рюкзаки, насколько там глубоко, как холодна вода и сильно течение?
Для ослабления напряжения пришлось подробно изучить вопрос прохождения брода и опыт предыдущих туристов. Нашлось даже видео его преодоления, наглядно показывающее, что не так страшен черт.
Посмотрим на этот брод поближе.

Брод залива Чудалухт на гуглоснимке
Космический снимок дает возможность разглядеть отмели под водой, и только небольшая протока шириной 15 метров посередине пролива может таить в себе какие-то сюрпризы. В целом совершенно обычный брод. На всякий случай у нас была даже "лоция" этого участка, которая описывала самую неглубокую траекторию перехода с одного берега на другой.
Тем не менее, по мере приближения к броду он будоражил мысли группы, внося в них оттенок неопределенности и ожидания. В конце концов, тень сомнения просочилась и в мою голову, и вот теперь я спешил разогнать ее на месте. Но оказалось все до смешного несерьезно.
Не то жаркое лето сделало свое дело, не то намыло много песка в протоке, но брод мы прошли легко и непринужденно, максимально погрузившись по пояс. Вот Сан Саныч с рюкзаком на плечах бороздит просторы залива Чудалухт.

16Слева в кадре можно также разглядеть Наташу, которая решила освежиться пока суть да дело.

В общем, вместо брода по шею сквозь ледяные шквальные волны мы получили приятный бонус в виде купания в прозрачной и теплой воде. На радостях и от нечего делать выложили  геоглифическое приветствие товарищам из Сочи, которые по нашим расчетам должны были увидеть его завтра. Товарищи из Сочи, послание достигло цели? =)

18Таким нехитрым образом, мы и очутились в Хибинах. Начало пути в новой местности мне сразу понравилось.

В переводе с саамского "Кальйок" и означает "река, переходимая вброд"

Довольно скоро дорога от брода привела нас в устье Кальйока, а оно оказалось еще живописнее. Река здесь разливается в широкой дельте, усыпанной приятными окатанными валунами. Расстояние между ними не большее, чем требуется, чтобы перешагнуть.
Мне почему-то запомнилась и понравилась эта речная прогулка по камням. Похоже, что и спутникам тоже.

24Все те же камни, что угнетали нас однообразностью совсем недавно, теперь служат главным украшением ландшафта.

После вод Кальйока дорога вновь материализуется и идет дальше вдоль берега Умбозера. Довольно часто совсем рядом с берегом попадаются вот такие заводи, отделенные от основной воды небольшим каменным или задернованным валом.

Несмотря на всецело уютные и располагающие к самому приятному путешествию окрестности после Кальйока, они мало подходили для организации лагеря. А его уже хотелось разбить. Более-менее ровные места под палатку просматривались лишь у самой кромки воды, и найдя небольшой галечный пляж, достаточный для трех человек, мы на нем и остановились. Самое небольшое волнение на озере грозило нас, кончено, смыть, но в очередной раз погода нам благоволила, к чему мы даже начали привыкать.
Всем спокойной ночи, постараемся заснуть под весьма ощутимый шум прибоя.

День 6
Бухта красных камней

И вот наконец это произошло. Утро шестого дня похода началось полярно и правильно: на небе плотная облачность, и видно, что совсем недалеко от нас стоят стеной осадки. Ветер крепчает, почернело синее море.
Пока не началось, в ускоренном темпе готовим завтрак и собираем пожитки.

Остатки солнечного света с переменным успехом борются с наступающей непогодой. На Ловозеры неуютно даже смотреть, все сильнее они погружаются в плотную пелену дождя.

Как раз к тому моменту, когда мы упакованы и морально готовы, первые капли дождя достигают и нашего берега. Некое падение настроя и легкое уныние сразу окутывает группу под стать погоде. Мысль о выходе в Кировск через горную часть Хибин в такую пакость тоскливо и одиноко стонет в голове.

Вдобавок к дождю, дорога после мыса Чивернен становится все более заболоченной, желание как можно дольше оставаться хоть где-то сухим постепенно сменяется стремлением избегать резких движений, нарушающих хоть и влажный, но теплый микроклимат под одеждой.

Серое начало сегодняшнего дня могло бы нагнать смертную тоску, однако у нас не все так уныло. После пары ходок мы подходим вплотную к мысу Чивернярк, где дорога резко меняет направление.
Чтобы удостовериться в правильности нашего движения, я отхожу вдоль берега. И внезапно попадаю в тихую и уютную бухту. Видно, что она используется рыбаками или другими гостями озера, и даже весьма обжита. Здесь есть достаточно ровного места под самое комфортное палаточное проживание и даже исправная буржуйка.
Но главной особенностью бухты являются камни. Серый пляж почти сплошь раскрашен кирпично-красным лишайником. Зрелище было необычным, и мне стало особенно досадно осознать, что в очередной раз мы чуть-чуть не дошли. Закат здесь вероятно был бы весьма запоминающимся.

Дорога, между тем, вела все же в верном направлении и несколько вверх. Вскоре мы поднялись на пригорок, с которого стала видна беспросветность нашего ближайшего будущего.

Тем не менее, дождь на время утих, и пейзаж приобрел новые очертания - мрачные, но от этого не менее живописные. Но не прошло и получаса, как в разрыве туч сначала мелькнула одна голубая полоска, а затем и весь небосвод стал светлеть и проясняться.

В Карелии и Поморье такие глухие лесные озерца без стока называют "лáмбина". Часто слово встречается в местных топонимах.

Так как в журнале давно не было лингвистико-артикуляционной разминки, должен сказать, что в этот момент мы подошли к небольшому безымянному озеру под г. Ньюръяврпахк.
Почти каждый северный водоем - небольшое произведение искусства, и мы не могли здесь не задержаться ненадолго. Рядом с озером есть небольшая годная для ночевки избушка и кострище со скарбом, если кому-то эта информация будет полезна.

После озера с избушкой на небе становится почти совсем ясно. Не успев огорчиться как следует суровой полярной погоде, снова радуемся теплу и солнцу.
Над Умбозером расходятся тучи, жизнь налаживается, цветет иван-чай.

Нужно сказать, что от самого брода залива Чудалухт нас сопровождали хоть и отрывочные, но довольно свежие следы велосипедного протектора. Рано или поздно они куда-то должны были привести. И когда мы вышли на идеальную велосипедную дорогу, ноги сами запросили педали. Здесь было бы гораздо приятнее ехать, чем идти. И видимо, часто так и делают.

"Пахков", что переводе с саамского означает "гора", мы прошли за шесть дней достаточно, а вот "лухт" только второй - мы подходим к заливу Тульилухт. Он сильно врезается в сушу, создавая защищенную от ветров и волнения акваторию. Береговая полоса в заливе представляет собой еще более протяженный и широкий пляж, чем вчерашний у мыса Литт. Пожалуй, здесь было бы даже курортнее, если бы не автомобильный след на песке и тревожно снующие по небу обрывки туч. Впрочем, вот картинки.

Примерно по центру залива в него впадает р. Майвальтайок. Ободренные вчерашним легким преодолением брода через Чудалухт, мы было сунулись в переправу через реку в лоб. Но не тут-то было.
Непосредственно в устье река промыла глубокую протоку, переплывать которую не было желания. Противоположный берег был буквально в десяти шагах. Но неожиданно для самих себя мы топтались вокруг да около, придумывая, как же эти десять шагов преодолеть.

Пришлось побродить в поисках подходящего фарватера. Но и в самых мелких местах моментально стыли ноги, и неопреновые тапки вполне нам здесь сгодились.

Проигрываешь в расстоянии - выигрываешь в силе. Так вышло и у нас, порыскав немного, нашли место, где река разделяется на три рукава, и без особого труда смогли попасть на тот берег.

После брода решило выглянуть солнце, чем мы воспользовались для обеденного перерыва. Донельзя подходящее место нашлось тут же, в сосново-еловом лесочке с ковром из спелой голубики.

С некоторых пор мы завели привычку баловать себя десертом в виде голубики со сгущенкой. Блюдо быстро поднялось в самый топ нашего ограниченного меню.

После обеда и под солнышком невозможно было противиться окутавшей дремоте, и мы сдались Морфею под убаюкивающий шум ветра в соснах да редкие крики чаек. Очень душевным мне запомнилось это место, и впервые с начала похода мне захотелось дневку.

Однако нужно взять себя в руки, т.к. завтра нам необходимо оказаться в цивилизации, если мы хотим успеть побыть в Териберке хотя бы пару дней.
Так как мы идем по низам, водные препятствия встречаются достаточно часто. Следующее - р. Тульйок, одна из самых крупных в Хибинах. Вскоре оказываемся на ее берегу у смытого моста. Дорога здесь раздваивается, и предстоит выбор, как пойти - не то снова бродить реку и идти как шли, либо сворачивать и подниматься вдоль нее в верховья. Выбираем более логичный на первый взгляд вариант - ведь зачем-то здесь был мост.

По выражению лица Наташи можно понять, что бродов на единицу времени становится избыточно.

После брода выясняется, что нужная нам дорога все же не эта. Делать нечего, возвращаемся на противоположный берег и уже без тени сомнений отправляемся вверх по течению.

Погода вновь меняется в хмурую сторону. Под дождь попадать не хочется, и мы ставим палатку в первом подходящем месте у безымянного озерка. По урезу воды видно, что и ему досталось от жаркого лета этого года.

Едва закрываются молнии тамбура, как первые капли дождя начинают стучать по тенту. На завтра предстоит заключительный день нашего экспресс-тура по Хибинам.

Ожидайте: гром среди хмурого неба

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Часть 1 Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Рыбачим

Чудалухт, Майвальтайок, Сура, Хибины, Тульилухт, Тульйок, Кальйок, мыс Литт, Экстерриториум, Умбозеро