ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
На исходе второй луны, Времени Буйных Трав, когда уже уходили дожди и стадо разделялось, Большерогий выходил на край скалы. Еще до рассвета поднимался он по знакомой осыпи. Подъем уже не был грациозным. Он был почти старик.
На обрыве холодный рассветный ветер задувал ему в глаза. Тогда он поднимал голову кверху и глубоко нюхал воздух. Он искал запах. Он ждал Существ.
Полевой дневник. День 1.
#1. Нам выдали участок № 13. Учет тура, такое, понимаешь, дело. Обойти предстоит большой район. Интересный район. На нашей ксерокопии заштриховано воооот такое футбольное поле от устья Безымянки до отрогов, кажется, Аджары (пока лишь поверхностно ориентируюсь на местности, т.к. никогда не бывал здесь раньше, лишь подходил к границам с разных сторон).
Итак, сейчас мы едим бананы у егерского домика. Доели. Выходим.
Деклеймер № 1. Тур - крупное копытное, эндемик Кавказа. Прекрасно себя чувствует в альпийском и субнивальном (скально-снежном) поясе, где великолепно перемещается по любым формам рельефа в любом направлении.
Различают три их подвида (с запада на восток): тур Северцева (это наш, мы его учитывам), тур кубанский (или Гюльденштедта), обитает в узком ареале вокруг Эльбруса и тур восточно-кавказский или дагестанский, место обитания очевидно из названия.
Очень ловкое и сильное животное, практически не имеет врагов, точнее, враги до него не могут добраться. Из всех хищников, наверное, только рысь в состоянии добыть тура, да и леопард до своего исчезновения терзал их стада. Туры настолько осознают свое превосходство и безопасность, что практически игнорируют медведей, подпуская их к себе на несколько десятков метров. Часто туры гибнут в лавинах, и вот тогда-то медведи получают шанс испробовать их мяса, находя и выкапывая их туши из-под снега.
Известно о любопытных экспериментах скрещивания туров и домашних коз. Мы долго решали, к баранам или козлам относить тура биологически, но судя по тому, что подобные опыты увенчались успехом, тур все-таки является представителем козлов, да и "лицо" у него совершенно козлиное.
#2. Аишха прекрасна, как вообще прекрасно лето в горах. Все это "болото" на перевале, каждый перенасыщенный влагой квадратный сантиметр почвы сейчас цветет, и в самой силе рододендрон. Мы же преисполнены нашей благородной научной целью, и нам некогда наполнять наши настежь распахнутые сердца природной гармонией, ну если только чуть-чуть. Через форточку.
Перевал Аишха. Цветы калужницы на переднем плане
Вид с перевала. Колыбель Малой Лабы
Верховья Малой Лабы и мятые лавинами березы
#3. Песок в глазах от ночной заброки, совершенно не могу внятно стыковать мысли. Хочется только спать, скорее бы дойти до Чистой и упасть на мягкий, мягкий, мягкий, мягкий, мягкий мох, песок, хвойную подстилку, что там будет, и спать, и не нужно мне сейчас никаких туров и даже серн. А идти нам еще до вечера...
Существа были почти чужими в его горах. Они приходили редко, со стороны утра или вечера, или откуда угодно. Это были самые странные животные из всех, что населяли эти склоны. Ни Большерогий, ни отец Большерогого, ни отец его отца, никто в стаде никогда не встречал их берлог или что там у них за жилища.
Солнце перевалило за половину своей тропы. Сегодня Существа уже не прийдут.
Полевой дневник. День 2.
#4. И сезон-то такой, переходной. Попадается лишь немного земляники - буквально пару ягодок я нашел по пути - ни черники, ни малины, ни лещины, никаких тебе маленьких гастрономических радостей не будет . Да, кстати, мы вошли в долину Безымянки, отсюда начинаются уже совсем заповедные земли. Смотрю во все глаза, ищу туров, хотя медведи, наверное, будут более вероятными - вчера Паша с Леной видели одного.
Пейзаж с тропы
#5. Мы у очередного домика егерей . Пока еще можно "наслаждаться" тропой. Хотя, нужно убрать кавычки. Это сейчас от наших ног к дальнему углу поляны расстилается ровным шелковистым ковром вейниковый (если я не ошибаюсь) луг. Вон там стоят две здоровеннных пихты, дуамаю, оттуда идти будт несколько ... тяжелее, ибо прямо по рельефу чувствуется, что за ближайшим поворотом русла начнется субальпика.
Деклеймер № 2. Субальпийское разнотравье Западного Кавказа включает в себя около 90 видов. Каждый из них хорошо питается в детстве и легко вырастает до 1,5-2 м. высотой. Самый старший брат - это борщевик, стебель которого толщиной с черенок лопаты а то и более, высота "кроны" в 3 метра - обычное дело. Высотные границы субальпики довольно широки и приурочены к высоте примерно в 1000 м. Плотность травостоя в сочетании с высотой придают субальпике все те пикантные черты, за которые с такой теплотой о ней отзывается турье. О, субальпика, это почти нарицательно, хуже наверное, только криволесье.
#6. Продрались к небольшому пригорку, от которго можно пойти дальше вверх по руслу(сердце стонет от взгляда в сужающуюся кишку Безымянки) либо шутрмовать ближайший склон в лоб. До зоны криволесья, после которого можно рассчитывать на более щадящий тип растительности, порядка 300 метров набора высоты. Выбрали второй вариант.
#7. Уже почти неразличимы тени на склоне. Возможно, удастся разровнять площадку под палатку, но воды все равно нет. Хотя, что это? Паша кричит, что нашел место для лагеря.
Правоборежье Безымянки
#8. Вот это да, здесь хотел ночевать олень! Точнее олениха, я чуть-чуть не успел, чтобы заглянуть ей в глаза. Мне достался крупным планом ее крупный круп, уносящийся вниз по склону. Я стою на почти ровной площадке, где-то журчит вода, о, как мало надо, чтобы оказаться в настоящем Эдеме.
Уже шестое солнце закатилось с тех пор, как Большерогий дежурил на скале. Завтра стадо должно уходить - съедены последние колоски диких злаков на пастбищах, и только горькая манжетка осталась под ногами раздраженных самцов и недовольных самок. Туман тянет свои полупрозрачные лапы с дальних отрогов, и совсем опустели солонцы, неужели он никого
не дождется...
Его раздумья прервал свист с северной гряды
Полевой дневник. День 3.
#9. Ошибкой, серьезной ошибкой было подниматься вчера в футболке. Мои руки от локтей по кисти похожи на ... не нахожу сравнения, в общем я искусан в каждый клочок своей кожи. Все это зудит так, как будто я собирал букет крапивы.
Мы покинули место ночевки и сейчас продолжаем движение вверх по склону.
Деклеймер №3. Западный Кавказ довольно богат на кровососущих. Причем самый привычный для горожанина вид - комары - в горах отсутствует, ну, может, одного-двух прихлопнешь вечером у костра. В лесной зоне, а точнее, на ее луговых участках, возможны клещи, но начиная с субальпийского пояса и выше я ни разу не подвергался их нападению (есть мнение, что так высоко они просто не поднимаются). В увлажненных и солнечных местах высока вероятность познакомиться со слепнями - тоже не подарок, но они хотя бы не летают вокруг тучами.
К самой противной представительнице инсектофауны нужно отнести мошку. Я раньше думал, что гнус бывает только в тайге. Как бы не так, мошки могут серьезно нарушить психологическое равновесие и в более низких широтах. Эти крохотные сверла оккупируют любую открытую поверхность тела, а если открытой нет, заползают под одежду и пакостят там. Иногда они целенаправленно целятся в глаза, от них не скрыться, и это безумно раздражает.
Научное название семейства мошек согласно Википедии переводится с латыни как "маленькое коренастое существо" (Simuliidae), в принципе, верно, но я бы добавил какой-нибудь нелестный эпитет.
#10. И вот, мы вышли за пределы царства лета. Сейчас я стою на перегибе, заткнутом многометровой снежной пробкой. Эти удивительные метаморфозы всегда поражают, когда начинаешь их осмысливать - ведь всего в паре часов подъема отсюда нет и следа от снега, а если сбросить еще километр-полтора, то удушающие объятья жары стиснут...
Только что судорожо схватил телевик. Нет, показалось. Туров все еще не видно.
Окрестности третьего лагеря
#11. Есть! Все-таки не показалось. Внизу, совершенно неожиданно на покатый снежник вышла серна. Первая животина на нашем участке. Первая запись в журнале. Довооольны =).
#12. Мы встали лагерем над тем снежником, где видели серну. На сегодняшний вечер ни о каком учете не может быть речи - не видно дальше носа ботинка. Туман тянет свои полупрозрачные лапы с дальних отрогов... Надо же. Откуда-то сверху слышится свист, идем смотреть.
Продолжение (
Ч. 2)
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА