Урупские ноны октября 2010

Jan 31, 2012 21:13

Еще в прошлом году я грозился отчитаться об осеннем походе под г. Загедан. где притаилось несколько не самых известных озер Урупского района КЧР. Выполняю обещание.

Первоначально я вам внесу большую путаницу, с которой разбирайтесь как пожалеете пожелаете =). И вот в чем тонкости. Озера эти не получили до наших дней никакого устойчивого наименования, что конечно совершенно несправедливо по отношению к таким водоемам не самого малого порядка. Хотя бы рабочее наименования они должны были получить. Но не все так просто.
Развернем карту

Как видно, самым логичным было бы назвать их Загеданскими по возлежанию рядом с одноименной вершиной. Но так не получится, ибо Загеданские озера уже есть, и таковыми обычно называют пять озер в истоках р. Зап. Ацгара. Этот комплекс озер имеет и второе неофициальное наименование - Пятиозерье. Однако самый известный опубликованный автор по этим местам - Н.А. Бондарев - называет Загеданскими два красивейших озера под г. Шхуанта. Их неофициальное название - Дву(х)озерье. Наконец, существует и более географически обширное мнение, что Загеданскими озерами следует называть весь комплекс озер водораздела рр. Зап. Ацгара и Загеданка (а то и всех ближайших к пос. Загедан озер).
В общем, вы не станете со мной спорить, что Загеданскими озерами водоемы под. г. Загедан никак не могли стать. Поэтому они стали условно "Урупскими", так как принадлежат бассейну этой реки. Так и вышло, что самыми дальними от пос. Загедан, г. Загедан и р. Загеданка оказались Загеданские озера, а "Урупскими" назвались озера, имеющие к топониму Уруп не самое прямое отношение, зато расположенные в самом "загеданском" месте. Под занавес нужно добавить, что есть еще и отдельное озеро Уруп, но это уже чересчур даже самому терпеливому. (Ну, мы перейдем к делу, или нет?)
День 1. 9 октября
Вы знакомы? Это Вадим. Он, как и все мы, стремится поскорее преодолеть этот скучный участок каменистой лесовозки. В его тяжелом рюкзаке горнолыжный костюм и 3 кило недоумения, зачем же он нужен в такую жару (ну, мы рассчитывали на холода).

Начало пути. Как вы уже наверное привыкли, мы только что выгрузились из транспорта
Лесовозка же берет свое начало аккурат на окраине пос. Загедан рядом с погранчастью и вьется вверх вдоль р. Загеданка. Да, она скучна, как и все лесовозки. И только вот такой осенний лес скрашивает и - даже больше - разукрашивает нашу дорогу.

Краски осени
Сухой выдался нынче октябрь, и многими потами оросила группа пыль дороги, прежде чем дойти до бродика через Загеданку.

Р. Загеданка осенью
Места здесь, как ни печально, помимо лесозаготовительных еще и пастбищные. Летом отары в 2-3 тысячи готов овечьего рогатого скота усердно вытаптывают склоны и съедают под корень окрестные горы (про "съедают" метафора, конечно, но не без правды). Сейчас овец спустили на зимовку в долину, взамен, значит, прокладывает путь к альпийским лугам наше небольшое стадо (чу, звенит у кого-то котел).
Упомянутые тысячные отары набили мощную тропу на правом берегу Загеданки, и подъем здесь не представляет никакой трудности. Однако слаб октябрьский день, и надо бы позаботиться о ночлеге. К началу сумерек место ночевки отыскивается на границе леса, рядом с урожаем рябины, красота.

Место для лагеря. Это единственное ровное местечко для палаток, следующее - через километр и метров 100 набора, у коша (кош жилой)
Мы сейчас попьем чайку с рябиной и потом спать, ладно?

День 2. 10 октября
А план был таков: оставить базовый лагерь где стоит и пойти к озерам г. Загедан налегке. Если вернуться к карте, можно обнаружить. что тропа вдоль р. Загеданка ведет далее до коша, затем через обозначенный родник к г. Чистоган и дальше нам не интересна. Чуть северо-восточнее этого родника обозначены границы двух осыпей, между которыми образовался небольшой коридор. Как раз через этот коридор и были намерения попасть в цирки г. Загедан. На все про все закладывался световой день. Кстати, он уже начался, посему и нам стоять не пристало.

Тропа огибает вот такие живописные бонсаи
Быстро преодолев дорогу до коша, группа оказалась ну уж совсем в лете, и начала позировать на фоне окрестных пейзажей.

Групповое фото
Все-таки славен октябрь на курортные погоды в горах. Отголоски лета рассыпались по склонам и синели в небе.

На тропе от коша. Ближайшая видимая вершина - г. Чистоган. Нам направо вверх по склону
Пока мы тут любовались бархатными горами и барашками облаков, авангард группы уже дополз по травянистому коридору до седловины и что-то периодически нам кричал сверху. Чего же никак не могли разобрать наши уши? Оказалось просто - ребята задубели на ветру, и требовали пошевелить конечностями, чтобы не ждать нас на холоде. Такие вот они, осенние курорты Урупского р-на.

В полном соответствии с картой, за седловиной обнаружился гораздо более пологий склон. И гораздо более северный, пришлось весьма скоро утеплиться. Вот это я понимаю, октябрь.

Вид с перемычки безымянного перевала в сторону озерных цирков г. Загедан ("Урупских" озер)
Несмотря на откровенно недавний снежный покров, поляны вокруг массово покрыли желтые крокусы.

Шафраны (крокусы) Шарояна. Между прочим, эндемик
Раз есть немного времени, пока группа неспешно идет к озерам, немного раздобытой информации про эти ваши крокусы и шафраны:
Красное золото
Все более-менее серьезные и компетентные источники Рунета сходятся в том, что названия "крокус" и "шафран" равнозначны с той разницей, что растение крокус может называться шафраном и наоборот, тогда как пряность шафран может называться только "шафран".
Также выяснилось, что шафран считается самой древней из известных человечеству специй. Встречаются также утверждения, что это единственная пряность, которая не потеряла в цене (в отличие от перца или, допустим, соли) в наши дни: дескать и сейчас за фунт шафрана дают столько же, сколько за дорогого арабского скакуна.
Нехитрый поиск по тематическим сайтам показал, что фунт (453,6 грамма) грубо говоря, полкило качественного кашмирского шафрана обойдется в 133 тысячи российских рублей. Арабский скакун сильно подороже, но примерно столько стоит племенной жеребец донской породы. Такие дела.
Кстати, шафран получают не из всех видов крокуса, а точнее - из единственного крокуса рода Крокус посевной. Это искусственно выведенный сорт из дикого вида Крокус Картрайта, который использовался для сбора в древности и средневековье. Так что, специй из изображенного выше шафрана Шарояна не получится, увы.
Пока суть да дело, группа полным составом подтянулась к берегу первого озера. Посмотрите, нафантазировал ли я себе, или оно похоже на дельфина? (Такое рабочее название и дали озеру).

Западное из группы озер под г. Загедан ("Дельфин")
Здесь же, неподалеку расположилось и второе озеро (за озера я принимаю три крупных водоема, два мелких озерца не в счет), гораздо более правильной геометрической формы. Может показаться, что одна из вершин на другом берегу - это собственно г. Загедан. Это не так, обе вершины - два безымянных конуса к востоку от озера.

Восточное из группы озер под г. Загедан
Понимая, что к третьему - северному - озеру уже не успеть в этот раз, можно было себе позволить немного искупаться и погулять по окрестностям (хотя, разумеется, лагерем здесь стоять было бы гораздо приятнее).

Живописные останцы на берегах
Слаб октябрьский день, пора возвращаться. А на обратном пути солнце нам показывает места будущих походов. Вот Шхуанта и глубокая долина р. Загеданка. В ее истоках (сейчас закрыт туманом) лежит пер. Загедан.

Острый конус г. Шхуанта и долина Загеданки
Не совсем в тему, но сразу за Шхуантой угадывается цирк еще одних озер, и как я уже говорил, они очень живописны:

"Дву(х)озерье" - синие озера в каре рядом с пер. Загедан (фото с другого, летнего похода)
Тем временем, группа почти спустилась к лагерю. Проходим пастуший кош (в то время он еще только строился). Наблюдаем туманный закат.

Кош в долине р. Загеданка и закат
Вечерний туман постепенно отвоевывает себе долину, но мы успевае добежать до лагеря, думая разные мысли о ближайшей суровой непогоде.

Снова Шхуанта, теперь в другом ракурсе
Но ничего такого не случится, туман рассется утром, а в лагерь заглянут необычные гости. А пока мы еще вечерного чайку с рябиной. С вашего позволения.

День 3. 11 октября
Несмотря на завершающий день похода батониться мы не стали, а проснулись довольно рано. За что и были награждены неожиданным сюрпризом. Обстоятельства случившегося таковы:
Прошел уже завтрак, и группа с ленцой разбирала и паковала снаряжение. Солнце не очень-то и желало освещать долину, вязкая сырость не особо располагала к активным сборам. Утренняя тишина осеннего леса была сокрушающей - казалось нельзя было бесшумно даже моргнуть.
Вдруг посреди этого ленивой дремоты в ближайшем леске раздался громкий треск ломаемых деревьев. Он стремительно приближался. Как будто что-то большое и неудержимое катилось сквозь лес прямо на лагерь. Мало того, уже когда треск приблизился вплотную, на всю опушку раздался гортанный, глухой рык, агрессивность и угроза на миг наполнили окрестность.

"О, Боже!" - подумали девушки. "Что за ..." - подумали мужчины. "Какие-то глупые звери на пути" - подумали олени.
Да, дорогие френды и читатели, олени, мы попали на (едва не написал "под") олений гон. Пара самцов увлеченно гнала самок, и заметь они нас секундой позже, нанесли бы немало разрушений нашему палаточному городку. Все-таки 300 кг кинетической энергии. А вот и один из них, кому-то из участников посчастливилось в нужный момент держать фотоаппарат в руках.

Олений гон. Автор единственного фото - Фатима wildcherrystone
Немыми взглядами проводили мы ветвистые рога дальше в желтые березы, и обменявшись восхищениями, засобирались дальше.
Вчерашняя вечерняя непогода отступила. Вокруг ярко цвела золотая осень.

Тихий желтый октябрь
Спуск в поселок прошел без происшествий, разве что можно отметить заросли черники кавказской, на которую мы набрели на обратном пути. Поблагодарив Загедан за этот десерт и за всецело удачно сложившееся путешествие, мы покинули этот край с твердым намерением вернуться