Терра Де Лас Куэстас или Тхач глядит на восток. Ч.1.

Jan 30, 2011 00:45


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Наступили те самые "длинные зимние вечера", и в самый раз посвящать их летним воспоминаниям. Вспоминать буду место, которое - наряду с плато Лаго-Наки и пропиаренным 30-м маршрутом - в последние годы активно осваивается своими и приезжими туристами. Лежит оно на границе Адыгеи и Мостовского р-на Краснодарского края, ну и теперь уже всем почти очевидно, что речь идет о г. Большой Тхач.

Цвело безмятежное лето, стоял июнь, мы выгружали снаряжение.

День 0. 11.06.2010. Я начал рассказ этим днем (ночью, если быть точным), только для того, чтобы сказать, что старт похода пришелся на полночь. Кроме небольшого хоть-глаз-выколи перехода до старого айвово-яблочного сада рассказать и нечего. Однако же уместно упомянуть водопад Манькин шум, который чаще всего мы минуем именно по причине ночной заброски - вот и он (фото с другого - осенного - похода под руководством Вадима).







Вдп. Манькин шум - достопримечательность "шаговой доступности"

День 1. 12.06.2010.
С самого утра этого дня и до обеда я не представляю, чем занять внимание читателя, по крайней мере до тех, пока группа не подошла к местечку под названием "Тайвань" - так (и не спрашивайте, почему) принято именовать слияние Большого и Малого Сахрая, от которого, собственно, и начинается подъем на Тхач. И здесь бы тоже дефицит сюжетов скрипел на кончике пера, если б не одиночные пихты, которые стали попадаться нам по пути, и которые заслуживают небольшого отступления в свою честь.



Деклеймер №1. Про пихты
Пихта - один из пяти (ну, и пожалуй, можжевельник - шестой) "китов" хвойных лесов нашей шестой (опять же) части суши. В России произрастает не то 7, не то 9 видов пихты, но Кавказу принадлежит ареал распространения самого мощного из них. Так что, сейчас мы топчемся с рюкзаками под пологом нашего хвойного эндемика - пихты Нордманна, самого высокого дерева флоры России, между прочим.
Считается, что на Кавказе остался единственный нетронутый небольшой биоценоз пихты Нордманна, и он тоже у нас, в р-не Гузерипля, объявлен памятником природы помимо всего прочего.
Пихта, безусловно, величественное дерево, на открытом пространстве вырастающее до уважительных размеров. Под кронами таких старовозрастных деревьев можно вполне комфортно пережидать дождь; попадались сведения, что она задерживает до 70-80% осадков. Цифры оспаривать не стану, но что под ней сухо - это правда.
Чистые пихтарники - это весьма темное место, опять же из-за густоты кроны, зато почти всегда в них попадается сопуствующая травка - кислица, своеобразный лесной щавель по вкусу и немного клевер по внешнему виду.
Визуально пихты легко можно спутать с елями, и, да, они весьма похожи друг на друга. Есть куча малоуловимых ботанических признаков-различий, но лично мне запомнилось два - 1) у пихти шишки не висят вниз, а торчат вверх и 2) у нее мягкие и плоские хвоинки в отличие от колких и ребристых еловых.
А путали эти два вида, видимо, издавна, ибо Википедия утверждает, что русское слово "пихта" происходит от немецкого "Fichte", т.е. «ель».





Скала Колокольня в пихтовом обрамлении

Раз уж мы на последнем фото добрались к Колокольне, то это означает, что группа осилила основной набор высоты и вышла к первым скальникам в северном основании протяженного гребня Тхача.
Во многих путеводителях упоминается, что Тхач - это массив, сложенный осадочными породами Тэтиса, как следствие, богатый на ископаемые находки в виде всякоразличных окаменелостей. Последние там действиельно то и дело встречаются, но конечно, это не мамонты и не архиоптериксы, на фото ниже - несколько таких находок.



Палеонтологические находки (откровенно говоря, двухсторонний отпечаток не из района Тхача, но подобные окаменелости там тоже есть)

А тем временем нам открывались первые субпанорамные виды с первой субальпики и просто с проплешин.







На подходе к Ветренному балагану

Вечер близился. Прибывали и прибывали группы, там и сям замелькали палатки, возрастающая популярность Тхачей явно бросалась в глаза.
Устроившись на пригорке и приготовив ужин, мы разбрелись по палаткам. Угасал вечер, ночь брала свое.





Вечер у Тхача

День 2. 13.06.2010.
С рассветом штурмовая группа (из тех, кто ранее не был на вершине) ушла на тригопункт, что позволило оставшимся (мне в том числе) подремать подольше, а позже еще и побродить у подножья с фотоаппаратом. Тхач горделиво позировал.



Утром

Июнь расцветал на глазах





Желто-белые букеты. Ветреницы и калужницы

Вскоре вернулись восходители, и группа полным составом двинулась далее. Впереди маячил тоже Тхач, но на это раз Малый. Этот внушительный каменный "сундук" (а есть и буквально носящее такое имя массив в окрестностях) и есть Малый Тхач.







Малый Тхач и прилегающие земли

На последних фотографиях начинает постепенно вырисовываться общая картина рельефа этих мест - в кажущмся хаосе каменно-травянистых склонов есть своя строгая геометрия, имя которой - куэста.



Деклеймер №2. О куэстах
Куэста (от исп. сuesta - косогор) - форма горного рельефа при которой одна сторона склона имеет пологий, а противоположная - резкий обрывистый характер. Как нам объясняют геологические и географические справочники, такие формы образуются в местах наклонного залегания пластов различной плотности. Более стойкие породы образуют как бы наклонные плиты, лежащие на более податливых к эрозии основаниях. Постепенно эти основания вымываются, что приводит к обрушению верхних "карнизов" и формированию таких обрывистых очертаний.
Значительный кусок Передового хребта (по крайнем мере, в пределах края) образован именно куэстами. К востоку отсюда лежит также Скалистый хребет - тоже сплошная куэста, и ее прекрасно можно наблюдать по дороге в Архыз еще в окрестностях Псебая.
Богат на куэсты и Крым - многие прибрежные яйлы круто обрываются к морю, да и две остальные гряды Крымских гор имеют такое же строение.
Еще скажу пару слов о развитых карстовых процессах в куэстах Передового хребта, и, как следствие, наличии разнообразных полостей в виде гротов и пещер, а после всего этого отступления - пара фотографий, иллюстрирующих куэсты на местности.





На верхнем фото - куэсты к востоку от Тхача, придающие "ступенчатость" и "волнистость" рельефу. Автора второй фотографии я не знаю, она сделана с воздуха и попала мне через какие-то третьи руки. Заранее прошу у правообладателя прощения за публикацию фото без спроса, но именно на нем ярко выражен обрывисто-покатый профиль куэсты


Живописная глубокая перемычка в горах на дальнем плане с предпоследней фотографии знаменует собой следующую цель группы - туда, аккурат между двумя вершинами, мы и направлялись. Такое высокохудожественное место имеет такое же художественное название - это пер. Чертовы Ворота, разделяющий вершины Ачешбоков: восточного (слева) и западного (он справа).



На подходе к Ачешбокам

Пейзажи вставали величественные. Травы, цветы и скалы - скалы особенно - все это создавало такую живую и гармоничную атмосферу, какую я не могу описать. Здесь была Жизнь. И здесь было хорошо.



Пейзажи в окрестностях

Перевал был вскоре взят - Чертовы Ворота вполне дружелюбно нам были распахннуты .



Группа на перевале. Вдали встают горы северного отдела заповедника

Нам остается лишь немного поваляться на перевальной перемычке, любуясь окрестностями, а затем, чуть спустившись по руслу ручья, поставить палатки в буйном высокотравье и этим закончить дневной переход и первую часть описания (вторая - здесь).
ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА

Тхачи, r4, Западный Кавказ, Ачешбоки, поход

Previous post Next post
Up