Charlie Mingus
большой оркестр для Большого Чарли
После смерти Чарли Мингуса его дело взялась продолжать Сью Мингус, прожившая рядом с ним много лет и как никто понимавшая все его чувства и устремления. Никогда еще история джаза не знала вдову музыканта, которая бы так много сделала для сохранения творчества своего покойного мужа.
I.
После того как Чарли Мингус умер в 1979 году в возрасте 56 лет, Сюзан смогла осуществить запись и исполнение его наиболее амбициозных и неизвестных сочинений. Начиналась ее работа с чисто практических шагов. Как продюсер она сформировала “Mingus Dinasty”, небольшую группу, а затем и “Mingus Big Band” - оркестр из 14-ти музыкантов, который с 1991 года играет каждый четверг в “Time Cafe” в Ист Виллидж в Нью-Йорке и благодаря которому зал всегда полон. Оркестр часто выступает с концертами в Европе и Соединенных Штатах, имея на счету четыре альбома, два из которых были номинантами Грэмми в 1996 и 1997 годах, а также получили “NAIRD Indie Award”. Несколько лет “Mingus Big Band” назывался в “Jazztimes” и в “Downbeat” в категориии “лучший оркестр”, а в 1998 году он получил приз “New York Jazz Awards” сразу в двух категориях: “лучший биг-бэнд” и “лучшее концертное исполнение”.
“Mingus Big Band” исполняет в основном композиции Чарли Мингуса. В его составе выступали и выступают яркие солисты, многие из которых сейчас получили всемирную известность и признаны лучшими музыкантами в опросах критиков различных изданий. Достаточно назвать три фамилии - Рой Харгроув (Roy Hargrove), Рэнди Брекер (Randy Brecker) и Джеймс Картер (James Carter), чтобы оценить место этого оркестра в современном джазе. Послушайте, что говорят сами его участники:
Энди Макки (Andy McKee), контрабасист: “Я дублирую мэтра. Это я руководитель. Нет, серьезно, надо, чтобы вы знали, что в “Mingus Big Band” музыкальные директора, если их так можно назвать, часто меняются. Ими были Ронни Кьюбер (Ronnie Cuber), Виктор Льюис (Victor Lewis), Ховард Джонсон (Howard Johnson), Фрэнк Лэйс (Frank Lace), Стив Слэгл (Steve Slagle), Джек Уолрос (Jack Walrath) и некоторые другие солисты. Почти так же, как и у Чарли Мингуса, у меня нет длинных соло, но моя роль как контрабасиста очень важна. Я придаю фрагментам законченную форму, отделываю их. Мы отваживаемся ритмически и гармонически на многое. В самом начале своей работы в “Mingus Big Band” я много работал, изучая творчество Мингуса, его манеру, прослушал буквально все, но в конце дебюта своего самого первого сета, в течение последних четырех минут я решил побыть самим собой. И вообще, когда я играю, то не обязательно думаю о Чарли.
Некоторые вечера получаются просто изумительными. Например, было несколько сетов, когда мы превзошли второй сет записи “Live Intime”. Еще у меня осталась масса впечатлений от концерта “North Sea Festival” - он получился просто волшебным”.
Стив Слэгл (Steve Slagl), альт-саксофонист, аранжировщик: “Вот уже 6 лет, как я вхожу в состав “Mingus Big Band” - оркестр, которым никогда не руководил Чарли Мингус. Наверное, поэтому я не рассматриваю наш коллектив как “оркестр-призрак”. Интересно то, что у нас нет лидера как такового. Я состою в оркестре первым альт-саксофонистом и одним из аранжировщиков. Поскольку я хорошо знаю как самих исполнителей, так и нюансы музыки Мингуса, я уверен, что существует центральное ядро “Mingus Big Band” - те музыканты, которые ездят с концертами, играют самые сложные аранжировки. Это ведь музыка непростая, и она не может быть осмыслена сразу.
Произведения Мингуса имеют определенные нюансы, важность которых нельзя преуменьшать, и поэтому их сложно исполнять во время джэма. Только один раз в Нью-Йорке был проведен подобный эксперимент. Он оказался удачным и продлился полгода. Даже сейчас в “Time Cafe” люди продолжают собираться каждый четверг, толпятся, толкаются там”.
Новый мингусовский бэнд не просто возрождает сочинения своего великого предшественника, он делает из архивных записей тридцатилетней давности современную музыку, которая волнует нынешних слушателей, даже тех, кто не очень знает самого Мингуса. Если сравнить звучание оригинала и нынешние версии “Mingus Big Band”, то видно, что молодые музыканты не утратили подлинной мингусовской страсти и экспрессии, а внутренняя глубина и сложность композиций им доступны ничуть не меньше, чем давним партнерам Чарли. Теперешнее исполнение, благодаря большому составу, даже выигрывает в красочности и выразительности.
II.
Однако вернемся к Сью Мингус. В настоящее время она руководит тремя музыкальными коллективами (объединяющими в целом более сотни музыкантов) и делает все возможное для сохранения творчества Чарли Мингуса. Защищая авторские права на его работы, Сью объявила войну издателям пиратских дисков Чарли Мингуса, создав лейбл “Revenge Records”, первый релиз которого “Revenge!” представлял собой квинтессенцию серии “живых” концертов, записанных при участии Эрика Дольфи в 1964 году. Фестиваль “Mostly Mingus”, прошедший в Нью-Йорке в прошлом году, был также организован при непосредственном участии вдовы легендарного контрабасиста.
Вашему вниманию предлагается часть интервью, которое недавно взял у нее французский журнал “Jazzman”:
- В чем музыка Мингуса является современной?
- Любое творчество, обладающее индивидуальным почерком, есть и остается современным. Когда оставляют после себя такие оригинальные работы, они не могут быть несовременны. Во-вторых, музыка Чарли остается современной потому, что он создал в ней большое пространство, достаточное для того, чтобы музыканты могли в нее проникнуть и внести собственную индивидуальность, и в этом один из основных аспектов музыки Мингуса на конструктивном и структурном уровне. Эти пространства, промежутки заполняются членами оркестра, куда они, в зависимости от своего возраста, происхождения, вносят собственные впечатления, образы, свою эпоху.
- Некоторые предпочли бы музыкантов, которые были знакомы с Чарли, играли в его составах... (имеется в виду создание “Mingus Big Band” - Пр. ред.)
- Да, но это уже неважно сегодня. Сразу же после смерти Чарли, когда я стала заниматься вопросами, связанными с его творчеством, многие хотели видеть в группе музыкантов, которые являлись когда-то коллегами Мингуса. Но сейчас не стоит вопрос о культе личности. Молодые исполнители, такие, как Крис Поттер (Chris Potter), Райан Кизор (Ryan Kisor) или Симус Блэйк (Seamus Blake), несомненно были бы приняты в оркестр Чарли, если бы он был жив. Они изумительно чувствуют эту музыку.
- Думаете ли вы, что им проще уловить дух этой музыки?
- Без всякого сомнения. Это мысли Чарли, которыми исполнена его музыка.
- Стоит ли думать, что музыка Мингуса более доступна музыкантам сегодняшнего поколения, чем исполнителям, игравшим ее 25 лет назад?
- Скорее всего. Со временем все становится более знакомым, и то, что казалось странным, непонятным 30 лет назад, находит свое объяснение. Должно быть, сочинения Чарли доступнее сегодняшним исполнителям. Но это не говорит о том, что современные музыканты лучше. Просто эта музыка более очевидна сегодня. В любом случае они находят ее интересной, содержательной, стоящей и получают удовольствие, играя ее. В этом дух, разум Чарли Мингуса.
- Однажды вы сказали, что творчество Мингуса еще не исчерпано, то есть остаются десятки пьес, незнакомых публике.
- Он оставил потрясающую по объему композиционную работу. И количество разработок, вариантов исполнения бесконечно. Например, в Сан-Франциско существует коллектив, называемый “Mingus Among Us”. Он исполняет музыку Чарли, играя с двумя барабанщиками, экстравагантным освещением, африканскими и латиноамериканскими танцорами и рэпперами. Результат просто потрясающий и сравним разве что с работой “Juilliard String Quartet”.
- Считаете ли вы, что значимость Мингуса как композитора до конца осознана?
- К этому уже приходят. Его всегда рассматривали как большого лидера группы, музыканта сцены, виртуозного контрабасиста, но никогда как значительного композитора, каким был, например, Дюк Эллингтон.
- В плане композиции Мингуса часто представляют кем-то, на кого оказал влияние Дюк Эллингтон.
- Да, но сам Эллингтон никогда не был с этим согласен. Еще меньше с этим был согласен Чарли. Мингус обожал Эллингтона, но он также любил Дебюсси, Равеля, Стравинского, Баха, Бетховена, Чарли Паркера, Бада Пауэлла и Джелли Ролл Мортона. В последнее время творчество Чарли Мингуса получает более высокую оценку. Он признан важной фигурой в музыке 20-го века. Библиотека Конгресса США приобретает его партитуры, письма, личные вещи. Это особенно важно для композитора, работающего в джазе.
Наследие Мингуса: большой оркестр для Большого Чарли
III.
В 1993 году Сью Мингус получила от Библиотеки Конгресса США значительную сумму за полное собрание работ великого контрабасиста. В число этих работ входило и грандиозное сочинение “Epitaph”, которое не было до конца понято даже спустя десять лет после смерти композитора, когда оно было исполнено оркестром под управлением Гюнтера Шуллера (Gunther Schuller). Сам Гюнтер уже много лет мечтает издать большим тиражом партитуру этой работы. Он справедливо полагает, что необходим свободный доступ к этому произведению для тех, кто хочет его изучить или исполнить.
Шуллер вспоминает: “Сью Мингус и я были объединены в проекте подготовки публичного исполнения “Epitaph”, самой монументальной работы Чарли Мингуса, произведения, длящегося два с половиной часа, куда я добавил три недавно обнаруженных части”. Работа была написана для джазового оркестра, состоящего из 31 музыканта. Речь идет о самой большой джазовой композиции всех времен, которую можно рассматривать как “magnum opus” Чарли Мингуса. Полное издание этой пьесы, включающей в себя свыше трех тысяч тактов, стоит очень дорого.
Шуллер, большой поклонник также творчества и Дюка Эллингтона, рассказывает: “Я не считаю, что Эллингтон мог написать композицию такого уровня - сложную, объемную. Ее важность в действительности настолько велика, что я попробую назвать ее, может быть, самой потрясающей работой во всем мировом джазе. Наряду с Эллингтоном Мингус один из наиболее значительных композиторов, которых джаз смог дать миру. В 1957 году я заказал Чарльзу “Revelation”, тогда никто еще не рассматривал его как сочинителя, но тем не менее это был молодой талантливый композитор, единственный, на мой взгляд, подающий надежды.”
Когда Гюнтера Шуллера попросили уточнить характер работ Мингуса, незнакомых публике (так как они не были опубликованы), он поспешил уточнить: “Это работы для струнных квартетов, пьесы, написанные для малых джазовых составов, но аранжированные для больших оркестров...”
В настоящий момент, в преддверии издания полного каталога работ композитора, необходимо отметить, что Мингус всегда современен. Его работы уникальны. Он шагнул в следующий век, и именно Шуллер оценил его 40 лет назад.
Денис КОВАЛЕВ Евгений ДОЛГИХ