Нынешний железнодорожный вокзал в Киеве был построен 79 лет назад. Однако настоящая его история началась значительно раньше - 18 февраля 1870 года. В тот день паровоз, издав протяжный гудок и обдав провожающих и собравшихся на перроне зевак густым паром, повез небольшой состав со скоростью 20 км/ч…
Первый киевский вокзал представлял собой желтое кирпичное здание в стиле английской готики. В нем имелись ресторан и залы для ожидания пассажиров І и ІІ класса, а на привокзальной площади были оборудованы специальные стоянки для экипажей и дилижансов.
К концу XIX века стало очевидным, что киевский вокзал, недавно казавшийся большим и просторным, уже не соответствовал резко возросшему пассажиропотоку. И неудивительно, ведь открылось сообщение с Москвой, Одессой, Харьковом, Крымом, киевлянин без проблем мог отправиться в Польшу, Австрию, Германию…
Уже с 1899 года в чиновных кабинетах разного уровня начались разговоры о необходимости сооружения в Киеве нового вокзала. Более 8 лет различные ведомства спорили о том, за чей счет должно производиться строительство. Этот затянувшийся спор ни к чему не привел, и в 1907 году правительство выделило из собственных резервов средства на сооружение вокзала.
В следующем году старое здание вокзала разобрали, вместо него возвели временную деревянную станцию. Предполагалось, что вскоре начнется строительство нового капитального здания… Однако события развивались не так, как ожидалось. Лишь спустя пять лет российский император Николай ІІ утвердил архитектурный проект киевского вокзала, разработанный известным петербургским зодчим Владимиром Щуко. Летом 1914 года деревянная «времянка» была, наконец, снесена, на ее месте был заложен фундамент нового вокзала. А для удобства пассажиров рядом возвели деревянный барак, рассчитанный на два-три года - пока не построят основное здание вокзала…
Через пару месяцев после закладки нового фундамента началась Первая мировая война, и запланированные на сооружение вокзала средства были направлены на другие нужды. В 1917 году Российская империя вообще прекратила существование, страна на несколько лет погрузилась в пучину Гражданской войны. И деревянный барак, рассчитанный максимум на несколько лет, простоял в итоге… 18 лет!
Вот каким его увидел в начале 1918 года известный писатель Исаак Бабель:
«В мире нет зрелища унылее, чем киевский вокзал. Временные деревянные бараки уже много лет оскверняют подступ к городу. На мокрых досках трещали вши. Дезертиры, мешочники, цыгане валялись вперемешку…»
Конкурс на проект нового здания был объявлен только в 1927 году, причем вокзал собирались возвести совсем в другом месте - в районе современного Воздухофлотского моста.
Однако, в конце концов, учитывая обилие железнодорожных путей, коммуникаций, уже готовую инфраструктуру, решено было оставить место прежним. «Под постройку здания, - говорилось в условиях конкурса, - отводится место, прилегающее к железнодорожным путям, рядом с существующим пассажирским зданием». Победителей конкурса ожидали солидные денежные награды: 1-я премия - 3000 руб., 2-я премия - 2000 руб., 3-я премия - 1000 руб.
В конкурсе приняли участие пять ведущих киевских архитекторов и четыре из Харькова. Первые две премии завоевали киевляне Павел Алешин и Александр Вербицкий, представившие два совместных проекта, третью - харьковский конструктивист Петр Ротерт. Однако тут случилось непонятное: ни один из проектов-победителей почему-то не был утвержден в Москве. Более того, Кремль неожиданно назначил новый конкурс, к участию в котором пригласил исключительно москвичей и ленинградцев…
Именно тогда возникла легенда, популярная и ныне, о том, что якобы проект, выигравший конкурс, предполагал возведение вокзального здания в форме украинского «трезубца». И что по идеологическим мотивам (тогда как раз начиналась волна борьбы с «украинским национализмом») его в Кремле отклонили, а к участию в новом конкурсе пригласили исключительно русских архитекторов… Однако нынче, когда все конкурсные проекты вновь стали доступными исследователям, выяснилось: никакого вокзала-«трезубца» среди конкурсантов не было.
Предложения российских архитекторов настолько не вписывались в стилистику Киева, что решено было вновь вернуться к разработкам Алешина и Вербицкого. Правда, весной 1928 года эти два замечательных украинских зодчих разорвали отношения. Дорабатывать проект и воплощать его в жизнь пришлось одному Вербицкому… И хотя во всех путеводителях до сих пор пишут, что архитектором киевского вокзала является только Вербицкий, на самом деле это не совсем верно: авторов - двое.
Новый вокзал, закладка которого состоялась осенью 1927 года, был возведен спустя пять лет - в 1932-м. Впрочем, и ему не повезло: летом 1941-го началась война, во время которой здание сильно пострадало…
Со второй половины 40-х годов вокзал несколько раз подвергался реконструкции. В 1967-69 гг. над путями появился знаменитый зал-галерея, накануне летней Олимпиады-80 был реконструирован главный вестибюль.
Однако одного вокзала Киеву было мало, и с каждым годом это становилось очевиднее.
В 90-е годы масс-медиа остро обсуждали предложение городских властей построить второй железнодорожный вокзал на окраине Киева - в Быковне. Это вызвало протест общественности, поскольку благодаря рассекреченным архивам стало известно, что именно там во время сталинского «большого террора» НКВД тайно хоронил своих жертв. В итоге в Быковне построен мемориал памяти невинно убиенных.
К 10-летию независимости Украины вокзал подвергся самой крупной за всю свою историю модернизации. Были обновлены внутренние интерьеры, продлен зал-галерея над путями, возведены навесы над всеми перронами, построен подземный паркинг. Кроме того, был сооружен второй вокзал-спутник. И только исторический внешний вид здания сохранен таким же, каким увидели его киевляне, присутствовавшие на открытии вокзала 79 лет тому назад.