Жаргон, знаки, коды и сигналы мира нищих

Jun 13, 2010 13:17





Час пик прошёл. В полупустом вагоне метро двое цыганчат, болтая босыми грязными ногами, смеялись и громко переговаривались. Окружающих для них просто не существовало. Они явно презирали всех нас, пересчитывая деньги, выманенные у нас же. И даже поверхностный взгляд убеждал, что их утренняя прибыль явно превышает мой дневной заработок...


В настоящую эпидемию нищенство превратилось в средние века, когда власть наконец вынуждена была прибегнуть к решительным действиям, чтобы остановить его.

Эль Греко. Св. Мартин и нищий. После 1604 г.



В 1496 году был обнародован новый статут польского короля Яна Ольбрахта,




имеющий отношение и к Украине, согласно которому просить милостыню и нищенствовать разрешалось только тем, кому местная власть выдавала специальные жестяные знаки. «А кто пребывал бы вне знака, те должны быть старосте выданы и привлечены к работе замковой».

Государство пыталось хоть как-то упорядочить неконтролируемый процесс распространения нищенства: издавались специальные ординации о регулярных переписях нищих, юридически признавалась законность «жебрацких братств», во главе которых стояли «войты жебрацкие» или «бетельфогты», полномочия которых напоминали статус цеховых старейшин.

Однако все эти государственные меры были безрезультатны. Напротив, возросло противодействие организованного нищенства, что привело к появлению подпольных «королевств ангелов» со своими неписаными законами и королями, власть которых над своими «подданными» была абсолютной. Нищенство, которое всегда пребывало в пограничьи преступного мира, все более смыкалось с уголовщиной.

Воспетая Виктором Гюго «держава нищих» - «Дворец чудес» в Париже, - которая вплоть до конца XV столетия объединяла исключительно бедняков, постепенно, но неотвратимо превращалась в «королевство преступников». И подобные процессы происходили во всей Европе.

Когда в Речи Посполитой в XVI столетии власти начали силой изгонять из больших городов ватаги нищих, стремительно возросла преступность в провинции, что отмечали местные каштеляны и старосты.

Не в состоянии (в силу специфики своей «профессии») полностью отделить себя от ненавистного общества, нищие стремились осуществить это с помощью создания тайного языка - «арго», который не могли понять непосвященные, системы различных кодов и знаков.

Для посторонних «арго», был «китайской грамотой» и представлял собой причудливую амальгаму искусственных, выдуманных слов и выражений или настолько искаженных, что понять их было совершенно невозможно. Имели свой особый язык и русские разбойники. Их жаргон - «феня» - дошел до наших дней. Так популярное ныне в молодежной среде пренебрежительное слово «лох» известно было уже в XVII столетии московским грабителям и означало - «мужик».

Выдающийся французский поэт XV века Франсуа Вийон,




связанный с преступным миром Парижа, написал на воровском жаргоне несколько поэм, содержание которых, вопреки всем попыткам специалистов, так и не удалось постичь.

В 1604 году в Кракове Иван Юрковский, украинец по происхождению, издал «Трагедию о польской Скилируси», т. е. о Галичине, в которой один из главных героев использует почти исключительно львовский жаргон нищих и преступников.

Тайный язык деклассированных элементов в разных странах имеет свои особенности. Так, нищие Могилева пользовались жаргоном, который назывался «лемезном».

В 1893 году львовский судья Александр Менчинский опубликовал краткий словарик такого тайного языка. Помог ему составить этот уникальный словарь профессиональный нищий из Дубно Мартын Клебанский. Приведем несколько примеров из «арго» украинских средневековых нищих: «хаза» - дом, «яндрус» -брат, «ярый» - старый, «клевый» - хороший, «неклевый» - соответственно - плохой и т. д. Как видим, некоторые выражения и сегодня бытуют в определенных кругах.




Интересные наблюдения над «арго» выли проведены в 20-30 годах XX столетия в районе Тернополя: «срез» - Бог, «клуса» - церковь, «барот» - кожух, «волта» - конь, «гец» - еврей и др. Итак, «арго» -это язык и уши «королевства нищих». Но были еще и глаза.

Речь идет о т. з. «красноречивых дорогах». Это - система сигнальных кодов, своеобразных тайных иероглифов, начертанных на домах, столбах, деревьях с целью передачи соответственной информации «коллегам» - цыганам, нищим, преступникам. Благодаря этим «иероглифам» можно было узнать, на что следует рассчитывать в данной местности, чем можно поживиться, какие дома стоит ограбить, а какие обойти. Подобные знаки используют и в наши дни, но мы, проходя мимо них, не обращаем на них внимания, принимая их за детские рисунки и каракули.

У разных категорий преступного мира существовали своеобразные «гербы» или, как теперь бы сказали, - «фирмовые знаки»: «ключ» - грабитель квартир, «бутылка» -тот, который «очищает» пьяниц, «игральные кости» - шулер, «птица» - браконьер.

Существовал и третий, наименее исследованный вариант тайной системы преступно-нищих сигналов, а именно - язык жестов рук, ладоней, пальцев, чем-то напоминающий азбуку глухонемых.

Конечно, теперь уже нет «королевств нищих». На смену им пришла организованная преступность - мафия. Но определенные реликтовые формы организации этих бездельников, тунеядцев и мошенников продолжают существовать. И когда вы собираетесь отдать свой последний заработанный карбованец, растроганные умоляющим взглядом очередного «погорельца», «беженца» (новая категория нищих) или «того, кто потерял билет на поезд» или «того, кому не хватает на лекарства», помните, что в душе, если только она у них есть, они смеются над вашей наивной человечностью и плюют на вашу доброту.




Юрий Джеджула

БОНУС
Знаки на дороге
Бродяги и нищие имеют свой собственный набор знаков, которые наносят мелом на столбах ворот и дверях в качестве предупреждения или рекомендации для своих собратьев по бродячей жизни, называемых в Британии "рыцарями дорог" или "инспекторами милевых столбов". Здесь приводятся некоторые из многих знаков, которые встречались в последние 50 лет на дорогах Британии, Франции и Северной Америки:




1. На этой улице хорошо подают
2. Здесь хорошая пища (Франция)
3. За работу дают еду
4. За работу дают деньги (Франция)
5. В этом городке продается спиртное
6. В доме добросердечная женщина
7. Если болен, о тебе здесь позаботятся
8. Доктор не берет деньги
9. Здесь богатые люди
10. Религиозный человек, с мягким сердцем (Британия)
11. Трусоватый хозяин: денег даст, чтобы отделаться
12. Владелец находится дома
13.Дом хорошо охраняется
14. Здесь поднимают тревогу (Франция)
15. Злая собака (Британия)
16.Здесь три собаки: будь осторожен
17.Опасное соседство
18. Здесь человек с ружьем
19.Здесь живет полицейский
20. Эта тюрьма грязная
21.Опасная для питья вода
22.Здесь плохо (Британия)
23.Стой
24. Иди

Источник.
John Foley.
The Guinness Encyclopedia of Signs & Symbols
The Work Copyright
©John Foley, 1993.
The Publication Copyright
© Guinness Publishing Ltd., 1993.
© Издание на русском языке. "Вече", 1997.
© Перевод. А. Помогайбо, 1997.

язык, история, знаки

Previous post Next post
Up