«На помощь!»

Jun 10, 2010 17:45




Возвратившись 21 сентября в Лондон, «Битлз» в тот же день приступили к записи очередного альбома -«Beatles For Sale». Из 14 отобранных песен шесть являлись заимствованными и фигурировали в репертуаре квартета уже не один год («Rock And Roll Music», «Mr. Moonlight», «Kansas City», «Everybody's Trying To Be My Baby»). В целом пластинка представляла собой причудливый букет стилей - от рок-н-ролла до кантри-энд-вестерн - с преобладанием интонаций в духе записей Бадди Холли. В первый же день (4 декабря) диск разошелся тиражом в 700 тысяч экземпляров и уже через неделю возглавил британский хит-парад.

Чуть раньше, 27 ноября, в Англии вышел примечательный сингл «I Feel Fine»/«She's A Woman», свидетельствовавший о новом направлении творческих поисков музыкантов - использовании оригинальных звуковых эффектов. Композиция «I Feel Fine» начинается необычным, намеренно искаженным звуком гитары. Получили его простейшим способом: Пол Маккартни тронул струну бас-гитары, под воздействием усиленного звука завибрировала струна гитары Джона Леннона, специально вставшего лицом к колонке. Звукосниматель послал вдогонку первому сигналу новый, возник эффект так называемой «обратной связи» или попросту «фон». Его мы и слышим на пластинке. Прежде рок-музыканты старались избегать подобных искажений звука, «Битлз» же первыми использовали их как элемент аранжировки.



Оригинал 
  (909×686)

Внимательный слушатель заметит в конце песни «I Feel Fine» и еще один любопытный нюанс: за три-четыре секунды до полного затухания звуков гитары на их фоне вдруг раздается нечто вроде собачьего лая. К содержанию композиции он никакого отношения не имеет, это не более чем озорной эксперимент: как-то прореагирует публика?

Реакция превзошла ожидания: сингл в рекордный срок, менее чем за неделю, вышел в лидеры национального хит-парада, а к исходу второй недели разошелся более чем миллионным тиражом. И это только в Великобритании! Аудитория однозначно одобряла эксперименты «Битлз».

Тем временем ансамбль по-прежнему активно гастролировал. В октябре - ноябре он выступил в 27 городах Великобритании, давая в среднем по два концерта в день.

В феврале 1965 года начались съемки второго полнометражного фильма -«Help!» (первоначально назывался «Eight Arms To Hold You»; авторы сценария - Marc Behm и Charles Wood, режиссер - Richard Lester). На этот раз наряду с членами квартета в основных ролях снимались актеры Leo McCern, Eleanor Bron, Roy Kinnear.




В основе сценария - новелла Марка Бема. Действие разворачивается вокруг одного из перстней Ринго Старра. Перстень оказывается жертвенным: прежде чем попасть к Ринго, он был похищен у настоятеля буддийского монастыря. Настало время принести перстень в жертву Будде, и монахи начинают выслеживать Ринго, чтобы отнять священную вещь. Всевозможными способами они пытаются выкрасть музыканта (например, подпиливают доски пола под его ударной установкой, когда квартет записывает в студии очередную песню). Перстень между тем настолько врастает в палец, что снять его Ринго и сам не в силах. Узнав об этом, монахи готовят специальное снадобье и, смазав им наконечник стрелы, целятся в Ринго. Стрела попадает в ногу Маккартни, который тотчас становится таким маленьким, что даже из пепельницы видна только его голова. И т. д., и т. п. Павильонные съемки проходили в Лондоне, натурные - в австрийских Альпах и на Багамских островах.







Премьера фильма состоялась в Лондоне 29 июля, а 6 августа вышел одноименный альбом. Он открывается песней, чрезвычайно характерной для данного момента в биографии квартета. Прежде всего «Help!» («На помощь!») - первая композиция Леннона и Маккартни не на тему любви. Содержание ее толкуют по-разному. Одни склонны видеть в тексте намеки на наркотики, другие считают,   что   это   своеобразная   песня   протеста квартета против порожденного им же самим явления -«битломании».




Покорив мир, «Битлз» сами оказались порабощенными. Они уже не могли, как прежде (всего-то два с лишним года назад!), прогуляться после концерта - теперь это было опасно для жизни: обезумевшая от восторга толпа или раздавила бы их, или разорвала «на сувениры». Джорджа однажды чуть не задушили его же шарфом. К счастью, шерсть оказалась некачественной, и клок остался в руках у поклонницы. Впрочем, музыканты молоды, и даже в отчаянном крике «На помощь!» звучат оптимизм, озорство и веселье. Кроме того, нам известно: еще год они выдержат.







На пластинке немало и других примечательных композиций. Одну из них без преувеличения можно назвать выдающимся музыкальным произведением, классическим не только для популярной музыки, но и для музыки вообще. Это песня «Yesterday». Ее мелодию Пол Маккартни сочинил еще в начале года, текст же появился много позднее. Он назвал ее «Scrambled Egg», поскольку напевал мотив с первыми пришедшими на ум словами: «Scrambled egg, how I love a scrambled egg...» («Яичница, как же я люблю яичницу...») .



Оригинал 
  (875×601)

Джорджу Мартину мелодия понравилась, но записать ее как песню он предложил с использованием совершенно неожиданного для «Битлз» аккомпанемента - струнного квартета. Это был первый случай, когда ни Джон, ни Джордж, ни Ринго в записи не участвовали.

Песня явно была «обречена» на грандиозный успех, однако «Битлз» не выпустили ее самостоятельно, на сингле, а сразу включили в альбом. С их творческим потенциалом они могли себе это позволить.
Вскоре после выхода альбома «Help!» песню «Yesterday» стали один за другим исполнять многие солисты и ансамбли, ее инструментальные варианты вошли в репертуар симфонических оркестров. Сегодня известно около двух тысяч интерпретаций этой композиции - больше, чем какой-либо другой в истории.




13 августа «Битлз» отправились во второе американское турне. Ровно через две недели произошло событие, по сей день не дающее покоя шоу-бизнесменам и меломанам: «Битлз» побывали в гостях у Элвиса Пресли, с которым не только беседовали, но и музицировали, причем несколько композиций были записаны на магнитофон. Ни при жизни Элвиса, ни после его смерти в 1977 году записи не были изданы. Несмотря на все усилия агентов, нанятых американскими, британскими, западногерманскими и японскими фирмами грампластинок, установить местонахождение пленок не удалось. Их стоимость исчисляется миллионами долларов.
Previous post Next post
Up