Когда-то, во время службы в армии, а это было довольно-таки давненько, лет сорок тому назад, еще в прошлом тысячелетии, я практиковался в чтении мыслей. Да и позже со мною не раз такое случалось, но потом я отказался от подобных экспериментов.
Почему отказался, я расскажу в конце, но недавно, буквально на прошлой неделе, я испытал ощущение дежавю, во время просмотра «Аллея кошмаров». Это неонуарный триллер от Гильермо дель Торо, в котором снялись Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Руни Мара и Тони Коллетт.
Что бы нам не показывали на экране ─ будь то грязные подмостки дешевого бродячего цирка или яркий блеск золота дорогих салонов и ресторанов, в кадре все время витает тревожный дух неизбежного возмездия. Люди идут на звуки шарманки и разноцветное мерцание фонариков и платят деньги за то, чтобы быть обманутыми. Смотрят ли они за диким человеком, который отрывает головы живым курицам и пьет их свежую кровь или участвуют в спиритических сеансах с материализацией духов и раздачей слонов, они верят в происходящее на сцене. Ведь эпоха обмана закончилась. И их не интересует, абсолютно не беспокоит, механизм происходящего, технологии манипуляций. Да, потом они устанут от этого и прозреют. Но сколько времени и ресурсов будет затрачено…
События ленты разворачиваются во время Второй мировой и рассказывают о том, как герой проходит через все тяжкие чтобы добиться вершины славы, прибегая к средствам, которые не стоит использовать никогда. Ему кажется, что он уже стал “кумом королю” и в состоянии проворачивать сложные многоходовые манипуляции. В этот момент кто-то за кадром произносит: “Ты слыхал, что вот тот мужик, который похож на Чарли Чаплина, напал на Польшу?!”
“Тот мужик, похожий на Чаплина” тоже был уверен, что умеет “в многоходовочки”. Может управлять толпой, править миром, вершить судьбы. Но все помнят ─ чем это для него закончилось.
Всегда на спецгайку где-то у конструктора припасен спецключ. И не стоит вызывать демонов из преисподней, если не можешь их контролировать.
Пишу загадками чтобы не спойлерить. В фильме Гильермо дель Торо в этот раз обошелся без мистики. Здесь нет чудес и привидений. Но, однозначно, фильм стоит того чтобы его посмотреть.
Я мысли разгадывал очень просто. Это происходило во время праздничных концертов в клубе части. Кто-либо из зала загадывал какое-нибудь слово на выбор, например фамилию писателя, и сообщал моему ассистенту. Я должен был прочитав мысли своего подельника, назвать задуманное слово.
Признаюсь, что мой напарник, хотя сейчас он уже известен как писатель и киноактер, оказался туповат и никак не мог освоить несложные приемы. Поэтому получалось не всегда. Но мы с ним при этом корчили такие рожи и принимали настолько загадочные позы, что зал приходил в восторг только из-за того, что на сцене кто-то читает чьи-то мысли)). У большинства оставались в воспоминаниях только удавшиеся трюки.
Кстати, и во время фильма я угадал многое из того, что должно было произойти в кадре.
Перестал я экспериментировать в телепатии оттого, что с каждым разом у меня стало получаться все лучше. Когда я освоил (самостоятельно, по наитию) и другие техники манипуляции… Я понял, что это аморально. И отказался я не из-за того, что верю в карму, или из-за того, что я высокоморален. Нет. Стало просто неприятно.
Вот и режиссер фильма с несвойственным ему прежде и, возможно, возрастным хладнокровием изучает границу, за которой благотворные фантазии и спецэффекты превращаются в прямую ложь, служащую корыстным целям обманщиков. Как отделить утешительные сказки, которые всегда любила публика, от циничных и выгодных манипуляций? Это как пить вкусный алкоголь. Если выпить его слишком много, то за опьянением неизбежно наступит похмелье.
Первый фильм Гильермо дель Торо, в котором нет монстров. И я думаю, это потому что монстры давно стали куда менее страшными, чем люди. Мы видим монстров ежедневно ─ в баре, они живут по соседству, переходят с нами улицу. Сейчас монстры во многом подмяли под себя людей.
Вот и главный герой «Аллеи кошмаров» - монстр. Он очарователен и соблазнителен внешне, но пуст и жесток изнутри. Вы сами, наверное, замечали, что за последние несколько десятков лет такие люди стали ведущими политиками, религиозными лидерами и вообще инфлюэнсерами. Эти люди гоняются за голосами избирателей, подписчиками и кликами. Поэтому «Аллея кошмаров» во многом рефлексия на окружающую действительность.
Рекомендую посмотреть кино.