Львовянин - не тот, у кого в паспорте местная прописка, а тот, кто переживает, ощущает Львов, испытывает чувства к нему. Нельзя любить то, чего не знаешь: историю своего рода, историю своих города, улицы, села. Львов - благородный город. Понимание такта и чувство Львова очень тонки.
Батяры были не только ви Львове. В Тернополе и окрестностях их звали махабундами, в Коломые йванками, в Станиславе, Бориславе и Перемышле - тоже батярами.
Батяры были и украинские, и польские, и еврейские. Они были во всех галицких городах. Везде имели свой особый говор и стиль жизни, однако не могли соревноваться в популярности с львовянами.
«Шпацерує фацет до кнайпи, одну руку заклав до маринарки, іншою тримається за камізельку, дивиться на шпіци своїх мештів, щоб там в кнайпі, при шинквасі, здибати коліжанку, спожити свою гальбу, а для коліжанки замовити кецик цвібака чи добрих льодів». Немецкий, польский, украинский, - здесь все вперемешку.
Образ батяра в основном овеян народной симпатией. В народных рассказах батяр наделен благородными чертами: справедливостью, простотой, достоинством, юмором. "Интеллигентность" или "благородство" батяров - частая их характеристика.
Общественное мнение, словно маятник, колеблется, приписывая батярству любовь к различным крайностям. Что было сутью их существования? Свобода или разгул? Криминал или легкомысленные дебоши? Можно утверждать точно разве что только сам факт существования молодых - гуляк батяров, а остальное как говорится, обросло огромным наслоением легенд и сплетен.
Это были такие «Робин Гуды», не пренебрегали публично очистить богача и потратить легкие деньги, но тайное воровство не признавали и считали низостью.
Батярами могли быть не только дети улицы. Батярами рождались дети патрициев, в благородных домах. И не один из них позже потрясал венским парламентом, или ходил в профессорской тоге, позвякивая вовсе не наручниками, а ректорскими цепочками.
Батяровать мог вполне уважаемый человек и зеленый сопляк. Батяр - это стиль жизни, в котором пренебрегаются общепринятые нормы. Но это не хулиган или разбойник, потому что таких называли киндерами. То, что батяры взяли профессиональный жаргон киндеров, не дает никаких оснований смешивать их вместе.
В ноябре 1918 года большая часть львовских батяров стала на украинской стороне, и с тех пор это племя разделилось четко на украинскую и польскую ветки.
Предвоенное батярство умело жить, умело играть. Жизнь они принимали полными пригоршнями, а тяжелые свои переживания воспевали в песнях.
Все рекорды тогда били фильмы с Щепцьо и Тонцьом - самым популярным дуэтом на всю историю львовской эстрады. Достаточно остроумные фильмы, там можно услышать настоящий львовский говор, который тяжело воспроизвести.
Сегодня на экраны вышел фильм «Шляхетні Волоцюги». Тоже о двух батярах. Только теперь их зовут Бодя и Мирек.
События в картине происходят во Львове 1939-го. Именно в этом старинном городе решается судьба всего мира. Где-то среди средневековых улочек спрятан древний артефакт - браслет самого Александра Македонского. Владелец этого украшения может покорять территории и народы. Во Львов прибывают агенты Третьего Рейха и Москвы. Реликвия случайно оказывается у сироты Христи. Девушку от нацистов и НКВДисты защищают батяры, которые любят только Львов, девушек и шутки. Эти благородные бродяги пойдут на любые авантюры, чтобы добиться своего и остаться чистыми. Ребятам неожиданно стали опекунами Христи, а жизнь преподносит им все новые сюрпризы. Получится ли у батяров спасти мир?
Львов в этом фильме вполне настоящий, потому что съемки проходили именно там, но фильм - почти историческая фантазия. Он подчеркнуто неисторический. Поэтому здесь не только полностью «ненастоящие» батяры, но и карикатурные советские и нацистские агенты.
Настоящее украинское кино. Создателям фильма удалось балансирование на грани, за которой юмор перестает быть смешным.
Режиссер "Шляхетних Волоцюг" - Александр Березань. Ранее снимал комедии "Один за всех", "Давай, танцуй!", криминальный сериал "Вместе навсегда".
Музыку для фильма записала группа "Браты Гадюкины", "Ray Band", "The Вйо".
"Звучат пять наших треков, - рассказывает Павел Крохмалев, клавишник "Братив Гадюкиных". - Мы взялись за культовую батярскую песню "Только во Львове". И еще за народную "Фай дули фай". А наша "Роксоляна" звучит на кладбище. Сценаристы увидели наши лица, возникла идея переписать сценарий. Добавить нас в кадр как оркестр на похоронах. Это наш актерский дебют».
Было смешно, зал смеялся, иногда аплодировал, а иногда подпевал за "Братами Гадюкиными" - "Фай-дули, фай-дули, фай"
Бо хто Львова не шанує, най нас...