Продолжая прогулку по Подолу, по улице Хорива доходим до перекрестка с улицей Волосской. Волосская улица - старинный подольский топоним. Улица с таким названием обозначена на городской карте XVIII века, хотя там её очертания отличаются от нынешних. Когда-то улица называлась Быдлогонной.
Здесь мы натыкаемся на замечательный мурал "Человек с оленем".
Мурал создал британский художник Fintan Magee. Рисунок украшает торец здания Государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Мурал посвящен теме сохранения окружающей среды и как бы призван привлечь внимание общественности к актуальным проблемам экологии. Не знаю как это изображение справляется с поставленной задачей, но на нем изображен парень в вышиванке с оленем. Вот так...
Идем дальше по улице Хорива и замечаем, что здесь в значительной мере сохранилась застройка середины и конца XIX столетия. Тут селились зажиточные подольские мещане.
Обратите внимание на это здание за №31, это усадьба Лейбы Бармаба построена по проекту архитектора Николая Гарденина.
Возле этого здания мы сворачиваем налево и попадаем в переулок Хорива.
Переулок соединяет одноименную улицу с улицей Спасской. Раньше переулок назывался Воскресенским в честь одноименной церкви, но в 1930-х годах большевики храм разрушили, и название улочки поменяли. Переулок совсем короткий, тем не менее, в нем расположены сразу две достопримечательности.
На углу с улицей Спасской стоит Подольская пожарная каланча , построенная в 1910 году. А рядом выставлены три машины советских времен - пожарная, милицейская и скорой помощи. Это часть экспозиции музея "Чернобыль" .
Музей рассказывает о трагической странице истории Украины и Киева. Всего в музее собрано около семь тысяч экспонатов.
Возвращаемся на улицу Хорива и замечаем вдали храм. Это церковь Миколи Притиска. Но до нее мы еще доберемся. А пока...
Слева замечаем домик с охранной табличкой. "Дом Петра I" читаем мы! Неужели того самого?
Он появился на Подоле в начале XVIII века. По легенде, дом строили для государя, который в 1706-1707 годах неоднократно посещал Киев. Но есть версия, что на самом деле Петр I здесь никогда не бывал.
Хотя какое-то время в доме, действительно, находился дом для усмирения буйных душевнобольных.
В дореволюционное время белый дом с двухъярусным живописным крыльцом служил психбольницей, после революции - детским домом. Теперь по его комнатам водят экскурсии. Внутри здание действительно красивое, достойное царя. Здесь хранится много интересных экспонатов: икона "Божья Матерь с младенцем" XVIII века, резьба на которой сохранилась практически полностью; книги "Житие святых" 1762 года и "Октоих" 1644 года; мебель и предметы интерьера XVIII-XIX веков.
А вот и храм Миколы Притиска. Храм святого Николая Чудотворца (церковь Николая Притиска) - построен в конце XVII в. на месте старой деревянной церкви. Некоторое время считался самой древней постройкой Подола (строительство датировалось 1631)
Одна из версий происхождения названия «Притиск» уводит историю храма в княжеские времена, когда в устье реки Почайна у притыки , то есть порта на пути из варяг в греки , появилась одна из первых на территории Руси церквей, посвященная Святому Николаю. Согласно другой версии, при попытке ограбления храма, Святой (или его икона) прижал вора и держал до появления верующих.
При совке здание было в пользовании Укркниготорга в качестве склада.
На южном фасаде храма установлена мемориальная доска в честь последнего митрополита Украинской автокефальной православной церкви Ивана Павловского , который имел здесь кафедру в 1934-1935 годах. Тогда это был единственный храм автокефальной церкви.
Рядом с церковью Николая Притиска, в доме по улица Хорива, 11/13, проживал городской архитектор Андрей Меленский. Он руководил застройкой Подола после пожара, а также прокладкой ряда киевских улиц - Сагайдачного, Грушевского, Большой Васильковской. С 1799 по 1829 год зодчий создал массу значимых образцов киевского ампира, в частности новый корпус Киево-Могилянской академии, Контрактовый дом, Воскресенскую церковь, дом Игуменьи и колокольню на территории Фроловского монастыря, монумент Магдебургского права, церковь-ротонду на Аскольдовой могиле и многие другие памятники архитектуры.
А нам пора идти дальше.
До завтра!