Заглавная страница докладной записки преступников из ОГПУ, увидевшая свет лишь через 70 с лишним лет.
Страшным сном для советской власти была возможность создания Украиной самостоятельного государства.
Если оглянуться на процесс формирования современной украинской нации, вспомнить, когда и как это происходило, а прежде всего - кто духовные побудители и начинатели этой работы, то неизбежно возвращаемся к 30-40-х годам XIX ст. Причем, это был период не только украинского, но и общеевропейского национального возрождения.
В следующем веке оба подъема украинского национально-освободительного движения - в 20-е и 40-е годы ХХ века - потерпели неудачу, а их самое большое достижение - Украинская Народная Республика - просуществовало недолго.
Настоящая история народов Украины скрывалась в сейфах Лубянки. Свидетельство тому - приводимый ниже документ.
Союз Советских Социалистических Республик
Объединенное Государственное Политическое Управление при СОВНАРКОМЕ
Отдел Иностранный
25 апреля 1934 года
№ 2265/8
Москва, пл. Дзержинского, 2
Телефон: коммутатор ОГПУ
НАЧИНО ГПУ УССР тов. Карелину
Препровождаем для сведения в переводе с английского доклад известного Вам Е.Ляховича по украинскому вопросу, написанный им для англичан.
ПРИЛОЖЕНИЕ: упомянутое.
ЗАМНАЧИНО ОГПУ Слуцкий
Украинский вопрос
(Составлено Е. Ляховичем)
Так наз. «Украинский вопрос» влечет за собой возможность создания в восточной части Европы самостоятельного Украинского государства, с территорией около 1 милл. квадр. километров и с населением в 53 милл. человек. Таковы, по крайней мере, размеры территории, расположенной между карпатскими и кавказскими горами, между Черным Морем к северу до Гомеля, населенной 45 милл. украинцами и 8 милл. смешанного населения, состоящего из русских, евреев, поляков, татар и др.
Этот вопрос с каждым годом становится все более острым. До войны украинского вопроса почти не существовало. Во время войны он начал существовать в теории, а с началом русской революции вопрос этот, к великому удивлению многих политических кругов, стал реальностью. Несмотря на то, что молодое украинское государство просуществовало лишь три года, этого все же было достаточно для того, чтобы убедить иностранные политические круги в том, что такая страна не является утопией, а серьезной возможностью, имеющий почву под собой, и что эта возможность может в один прекрасный день осуществиться также, как это имело место в 1917 году.
Задачей настоящей статьи является разбор этого вопроса и дача ответов, в первую очередь, на такие вопросы, как: отличаются ли украинцы какими-нибудь специфическими особенностями, как в духовном, так и в физическом отношении в таких размерах, чтобы их можно было рассматривать как отдельную национальность? Считают ли они сами себя отдельной национальностью? Действительно ли они стремятся к созданию самостоятельного государства и как, по их мнению, это должно быть реализовано?
Украинский национализм
Национализм всегда является реакцией на определенные обстоятельства и он зависит от этих обстоятельств, представляющих собой предпосылки такового. Украинский национализм является реакцией против духовных качеств старшего поколения, которые по предположению более молодого поколения были причиной последней войны.
У старших совесть чиста перед народом и перед ними самими. Они приписывают свои неудачи неблагоприятным обстоятельствам и количеству врагов. Но молодежь отказывается понимать их. Они говорят: «У других также имелись враги, они, однако, выиграли, а мы проиграли и проиграли даже очень много, если сравнить наше положение с довоенным состоянием». Тщательно изучая исторические события последнего времени , они выдвигают следующие упреки:
«Вы стремились к свободе для всех - и потеряли собственную свободу. Вы хотели разделить богатства между всеми, а Вам ничего не осталось. Вы оберегали других и не смогли уберечь себя. Вы заботились о сохранении собственной чести и потеряли честь народа. Вы хотели стать джентльменами и стали посмешищем для других».
Расхождение между «отцами и детьми» существует в каждой нации, но у тех наций, которые проиграли войны, они принимают большие размеры.
Украинское старшее поколение дорого платит за неудачную войну даже в отношении своих собственных детей. Молодежь переоценила все ценности: она проверила, что у них есть и чего не хватает. Понятия о справедливости, гуманистических принципах, интеллектуальных стремлениях, материальных ценностях, миролюбии, ненападении являются, по их выводам, не единственными атрибутами, необходимыми для спасения страны; страну спасут также не плоские политические фразы, лозунги и манифесты, все это имелось у старшего поколения и они все же проиграли. С другой стороны, нападающие, часто являющиеся более ограниченные интеллектами с менее высокими данными выиграли потому, что они обладали храбростью, решительностью, волей к борьбе и стремлением к победе, т.е. всем тем, чего не было у украинцев.
Украинский национализм развивался приблизительно на основании этих принципов. В первую очередь он ставит перед собой задачу создания руководящего класса, нового цвета общества, который умел бы руководить массами и направлять и в сторону успешного освобождения их страны. Национализм имеет несколько оттенков, но самой выдающейся отличительной чертой является принятие революционных методов. Старшее поколение делает все от него зависящее, чтобы подавить это течение, считая его более вредным, чем полезным. Тем не менее они теряют почву под собой по вышеприведенным причинам. Не может быть никакого сомнения в том, что в случае каких либо волнений, что является вполне возможным на востоке, где положение весьма натянутое, националисты и нелегальные партии захватят в свои руки руководство народом, так как первые будут более приспособлены к этой задаче. Базу своих теорий и практического их осуществления националисты создали в Галиции. С ростом организации, последняя проникла также в Советскую Украину. В рядах националистов оказалось много героев, т.к. таких лиц, которые с героическим подъемом в результате преследований правительства, но это не запугало оставшихся, а наоборот, еще больше воодушевило их.
Все националисты, будь то родом из Галиции, Буковины или Великой Украины отличаются поразительной схожестью по своему внутреннему содержанию, логике и характеру. В них несомненно живет определенный фанатизм. Они сами не отрицают этого, говоря: «Нам предстоит серьезно бороться и борьба требует от нас больших жертв; такие жертвы не могут быть оправданы сухими исчисленьями, идущими от разума».
Следует отметить ,что националисты отличаются от других партий своей теорией, но не содержанием. Они все стремятся к независимой Украине, в которую войдут все украинские страны. Некоторые из них только считают, что задача эти находится вне границ их возможностей. Надежды националистов базируются на следующих соображениях:
1. Геополитическое положение Украины в течение последних столетий значительно улучшилось; на юге нет более соседства с опасной татарской страной, которая больше всего содействовала падению Украины, и вместо этого имеется хорошо защищенные естественные границы на Черном море.
2. Благодаря большевизму различия между русской и украинской культурами выступает более ярко, и вследствие означенного национальное самосознание и стремление к независимости выросли до невиданных пределов. Все круги, независимо от их социального положения и политических убеждений желают полного отделения от севера.
3. Такой же процесс, только при иных обстоятельствах, происходит одновременно также в Польше и Румынии. Своей ассимиляционной политикой Польша чрезвычайно настраивает против себя украинское население. Кроме этого между Польшей и Советской Россией имеется тесное сотрудничество в отношении подавления всех политических стремлений украинцев. Для обеих стран независимая Украина является весьма нежелательной. Они наносят согласованные удары однородного характера и поэтому против них следует бороться однородными способами.
Дружба Польши могла бы быть куплена ценою полного отказа от борьбы в западных странах, в которых живет около 8 миллионов украинцев. Это, однако, не может быть выполнено по следующим причинам: 1) Эти 8 миллионов будут сопротивляться такому отказу и будут и впредь бороться до тех пор, пока они либо погибнут, либо победят. 2) Украина без ее западных земель, станет слишком слабой для того. Чтобы противостоять своему северному соседу, которого все время будут соблазнять естественные богатства Украины.
Враждебность Польши, несомненно, осложняет положение, хотя Польша в настоящее время и является более слабой страной, сем это многим кажется. Она имеет 32-х миллионное население, из которых 8 миллионов украинцев, 2 миллиона белорусов и 2 миллиона немцев и литовцев, которые так же как и украинцы чрезвычайно настроены против польского режима. Их оставшихся 20 миллионов - 3 миллиона евреев и 17 миллионов действительных поляков. 12 миллионов украинцев, белорусов, немцев и литовцев всегда будут сводить на нет энергию 12-ти миллионов поляков. Для обороны или нападения остается энергия лишь 5 миллионов поляков и это та реальная сила, которой в настоящее время располагает Польша. Ее друзья как бы многочисленны они не были должны понять, что Польша будет гораздо сильнее в своих этнографических границах, чем сейчас. Она освободится от своих прежних врагов и будет в состоянии сэкономить много энергии, которую она в настоящее время тратит на ассимиляцию для своих конструктивных целей. Ведь Польша теперь крайне нуждается не только в экономической, но и в духовной перестройке.
Польская конституция, которая по форме носит очень либеральный характер, себя совершенно дискредитировала благодаря проводимой в Польше политике ассимиляции. Вследствие этого уважение к закону чрезвычайно ослабевает. Маршал Пилсудский как-то сказал: «Польская конституция уподобляется проститутке, ее можно истолковать любым образом, как кому будет угодно». Как бы верно это ни было, все же толкование законов зависит не только от формы, но также, если не больше, от желания толкователей понимать смысл законов в духе законодателей.
Если бы Польша была сокращена до пределов ее этнографических границ, то это оказало бы благотворное влияние не только на нац. меньшинства, но также на ее собственное население. Возможно, польская интеллигенция вначале была бы в замешательстве, что в некоторой степени объясняется неподобающим польским воспитанием. Польские поэты, писатели, журналисты и государственные деятели расширила свои национальные стремления значительно дальше своих реальных возможностей и данных. Но даже интеллигенция в конце концов поняла бы, что оздоровление является более ценным условием для мощи, чем территориальные размеры.
4. Лезвие русского империализма в настоящее время притупилось. Уже в течение целого столетия Россия все время и при каждой войне теряет новые территории. Ее политические «мудрые хвастуны» и наконец «Интернационал» плюс «пролетарии всех стран соединяйтесь» - потеряли свое жало. На сегодняшний день все знают, что все это лишь ширма, служащая для различных целей. Сегодняшний большевизм представляет из себя ничто иное, как национализм в специфической русской одежде. Он делает отчаянные усилия для воссоздания старого русского империализма. Тем не менее он на пути к неудаче, причем неудача будет тем значительнее, чем больше успехов даст экономическая программа: богом новой религии большевиков является материя. Что станется с русской религией, когда ее идеалы будут достигнуты и все население будет вкушать все земные блага, как это обещают ему его лидеры? Она перестанет быть религией и мы знаем из истории, что нации приходят в упадок не из-за недостатка материальных богатств, а из-за недостатка веры в своих национальных богов.
Если большевики потерпят неудачу в своих планах, что более вероятно, чем первое, то растерянность будет также очень значительной. Массы зададут себе вопрос: «К чему мы приносим столько жертв?» Петр Первый, стремясь к насильственному внедрению цивилизации в России, приказал всем своим подданным остричь бороды. Но эту пустяшную жертву нельзя сравнить с теми жертвами, которых требует этот последний опыт. Между строк громких фраз большевистских официальных лиц, можно уже сейчас заметить признаки предостережения. Неудача последнего отчаянного усилия уничтожит русский империализм на долгое время. На передний план выступят другие лидеры, с другой логикой.
Для того, чтобы господствовать над Украиной, москвичам приходится страдать от такого режима, который противен им самим. Этот режим не только задерживает развитие и прогресс подчиненных стран, но и их собственный прогресс. Для того, чтобы господствовать над другими, им приходится приобрести некоторые качества других националистов, которые коверкают и деформируют их собственную культуру. Империализм очень хорошая вещь, но он только иногда обходится слишком дорого.
Может ли Москва жить без Украины? По всей вероятности - может. Она имеет свои собственные колоссальные девственные сибирские территории с неслыханными природными богатствами и с соц.соревнованием, распространенным на тысячи миль.
Последняя программа индустриализации, согласно которой все основные отрасли промышленности расположены вдоль азиатской границы, ясно показывает будущее направление русской экспансии.
5. Последняя, но не наименьшая надежда украинцев выражается в том, что они рассчитывают на помощь европейских стран.
Отделение Украины будет иметь положительное влияние на европейские дела, потому что она как в духовном, так и в природном отношении вполне подходит к тому, чтобы быть потребителем европейских товаров. Кроме того существование такого государства имело бы громадное значение для развития связи между Европой и Азией, потому что Украина является ключом к обеим сторонам. Она, наконец, будет играть немаловажную роль в прогрессе европейской цивилизации.
В течение последнего столетия русская империя, будучи козлом отпущения для других стран вылупила весьма нездоровые социальные зародыши, которые сильно распространились и отразили западную цивилизацию. В течение долгого времени сознание западной Европы находилось под гнетом идеи царизма, при которых на царя и высшие классы общества молились как на богов. После этого на первый план вышел зародыш развращенного социализма, на который молились низшие классы и который вытеснил все другие социальные идеи. Социализм проник в артерии западных организаций и попытался организовать соцсоревнование, основанное не на здоровой, логической и твердой почве, а на эмоциях и религиозной преданности. Зародыш анархизма также мог бы возвращен обратно на восток. То же, наконец, относится и к зародышу большевизма, который одно время сильно потряс основы Европы. Все эти зародыши оказывают отрицательное влияние на европейскую цивилизацию и если мы в настоящее время наталкиваемся в Европе на много явлений, которые противоречат духу цивилизации, то мы должны откровенно признать, что реакция против этих зародышей. Без разрешения украинского вопроса всеобщий мир будет покоиться на весьма слабом фундаменте.