Ночью 11 сентября 1930 года на Лубянку свезли несколько десятков человек - профессоров, театральных режиссеров и актеров, библиотекарей, педагогов, художников, музыкантов, домохозяек и безработных. Начальник Секретного отдела ОГПУ Э. К. Кирре обвинил эту разношерстную компанию в том, что все они являются рыцарями-тамплиерами - членами Ордена Света и ставят своей целью «борьбу с Советской властью как властью Иальдобаофа - одного из воплощений Сатаны и установление анархического строя».
Наследники древнего ордена
Орден Света имел ответвления в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Харькове, на Кавказе. Именовались они по-разному. Рыцари из творческих кругов объединились в Храм Искусств, в Нижнем Новгороде существовал Орден Духа, в Сочи - Орден Тамплиеров и Розенкрейцеров. В эти тайные организации не допускались члены политических партий, так как задачей Ордена было духовное самоусовершенствование и ненасильственное преобразование жизни на основах христианской этики, очищенной от церковного догматизма.
Среди рыцарей выделялись доцент МВТУ им. Баумана Алексей Солонович, редактор Большой Советской Энциклопедии Николай Проферансов, известный впоследствии режиссер Юрий Завадский, актер МХАТа Владимир Смышляев, театральный художник Леонид Никитин. К Ордену имели отношение актер Михаил Чехов и режиссер Сергей Эйзенштейн.
За всеми этими талантливыми людьми стоял удивительный и загадочный человек - Аполлон Александрович Карелин, которого в Ордене называли Рыцарь Сантей.
Рыцарь жил в Иркутске
Он родился в Санкт-Петербурге в семье пионера российской фотографии. По женской линии Карелин был близким родственником Лермонтова. Впервые его арестовали после убийства народовольцами Александра II . После освобождения он уехал в Казань и стал подмастерьем в столярной мастерской. За пропаганду среди столяров его сослали, но он бежал, стал нелегалом, попал в Петропавловскую крепость, где провел больше года и был сослан в Семипалатинск.
Молодой народоволец занялся научной работой и журналистикой, сдал экстерном экзамен на звание кандидата юридических наук в Казанском университете. Потом вновь был арестован и сослан в Вологду, где написал две книги по общинному землевладению и политэкономии, обеспечившие ему место в словаре Брокгауза и Ефрона. В 1900 году Карелин приехал на поселение в Иркутск.
В Иркутске он плодотворно работал в газете «Восточное обозрение», издаваемой Ядринцевым, выступал адвокатом в уголовном суде, бесплатно защищая неимущих, изучал общинный уклад старообрядцев, что способствовало формированию его анархических взглядов и пробудило интерес к нецерковному христианству.
Краткое время Карелин состоял в партии эсеров, а в революции 1905 года участвовал как анархист. Его снова арестовали, но, спасаясь от смертной казни, он бежал за границу. В Париже читал лекции в Высшей школе социальных наук и создал «Братство Вольных Общинников», объединившее анархистов разных направлений. Даже знаменитая впоследствии «атаманша Маруся» - Мария Никифорова состояла в Братстве.
По аналогии с Красным Крестом Карелин создал «Черный Крест помощи заключенным и нуждающимся анархистам», который действовал в России даже в сталинские времена. Энциклопедически образованный человек, Карелин общался с французской интеллектуальной элитой, многие представители которой были членами масонских лож, увлекся древними учениями Востока и был принят в ложу «Великий Восток Франции», где посвящен в высокую степень.
В 1917 году Карелин вернулся в Россию. Высокий, широкоплечий, с густой бородой и гривой до плеч, он походил на могучего викинга или древнерусского богатыря, только в очках. После ухода с политической арены Петра Кропоткина Карелин становится признанным лидером русского анархизма, возглавляет Всероссийскую федерацию анархо-коммунистов и анархистскую фракцию во ВЦИКе. Человек исключительной честности и доброты, он пользовался уважением не только анархистов, но и меньшевиков, эсеров и даже старых большевиков.
Член ВЦИКа создал в революционной России «Восточный отряд рыцарей Ордена Тамплиеров» и писал об Атлантиде, Египте, Индии и Палестине, рассказывал посвященным о бунте Сатанаила, ступенях Золотой Лестницы, о Розе и Кресте. Как в этом человеке сочетались теоретик анархизма и религиозный мистик?
Не ложа и не секта
Кропоткин, Карелин и другие старые анархисты, вернувшись из эмиграции, ужаснулись тому, во что превратилась революция на российской почве. Вместо общества свободы и справедливости они увидели страну, залитую кровью Гражданской войны, освещаемую не светом идеи, а пламенем пожаров. Они поняли, что прежде чем разрушать старый мир ради счастья людей, нужно изменить к лучшему самого человека.
Один из новых тамплиеров на следствии говорил: «В настоящее время считаю пропаганду идей анархизма преждевременной, так как, будучи неправильно поняты, они могут нанести только вред. Усвоение их возможно лишь при очень высоком культурном уровне масс, а для этого необходима работа не менее 50 лет».
Недаром Кропоткин последние годы жизни посвятил созданию труда под названием «Этика». Карелин же начал собирать рыцарей. Рыцарь - понятие этическое, это лицо, совершающее нравственные поступки. Один из вождей Ордена Проферансов писал, что «сущностью анархизма являются требования первоначального христианства - солидарность и любовь к каждому человеку. Христианство отрицает собственность, государственную власть и стоит за экономическое равенство. Задачей анархистов является синтез анархии и религии».
В этом отношении анархо-мистики были продолжателями дела Льва Толстого, и среди рыцарей было много толстовцев. Тамплиер Н. К. Богомолов говорил: «К церкви, как к иерархической организации, у меня отрицательное отношение. Нужно проводить грань между церковью и христианством. Церковь поддерживает власть имущих, а учение Христа является попыткой построить на земле братство на основах любви и равенства».
Орден не был ни масонской ложей, ни сектой. Его члены считали себя содружеством людей, ищущих Истину. Среди них были востоковеды, антропософы, химики, филологи-знатоки древних языков, и проповедовали они не религиозное, а нравственное учение. Когда неофит обращался к ним с вопросом: «Что мне делать в том или ином случае?» - рыцари отвечали: «Ищи свой путь, здесь не дают приказов».
От масонов они отличались еще и тем, что в масонские ложи не допускаются женщины, а в Ордене женщин было немало. Карелин напоминал, что черный цвет флага тамплиеров сходен с анархистским, и у анархо-мистиков существовал обряд посвящения, подобный рыцарскому.
Легенда о Золотой Лестнице
На собраниях Ордена Карелин рассказывал легенды, которые называл апокрифами, дошедшими из глубокой древности. Некоторые сюжеты и имена в этих легендах поразительно совпадают с раннехристианскими сочинениями, которые были найдены археологами в Египте и других местах уже после Второй мировой войны, то есть после смерти Карелина.
В одной из легенд есть предупреждение: каждый вставший на путь познания встретится с четырьмя врагами. Первый враг - страх. Победив его, человек получает ясность мысли, но тут его подстерегает второй враг - самоуверенность. Ему кажется, что для него все открыто, и это ведет к прекращению работы мысли. Преодолев самоуверенность, человек обретает могущество - третьего врага. Ясность мысли и бесстрашие даны человеку не для себя, а для других, и если он не служит другим, эти качества обратятся в слабость. Четвертый враг - старость. Ее победить нельзя, но можно отсрочить, если заставить себя идти дальше. Лишь справившись с четвертым врагом, ты становишься человеком Знания. Это краткий пересказ легенды о Золотой Лестнице, источник которой исходит из Древнего Египта.
Бессмертие Ордена
В 1926 году в Доме Советов в своей квартире умер Рыцарь Сантей - Аполлон Карелин. Большинство анархистов уже сидели в тюрьмах, и все же на Новодевичьем кладбище собралось полторы тысячи человек. На гробе лежала белая роза - символ розенкрейцеров.
Орден существовал под духовным руководством сподвижников Карелина. Рыцари Света не вели вооруженной борьбы с большевиками, не требовали исполнения уставов и ритуалов. Они стремились сохранить очаги духовности в стране, где само слово «духовность» было почти под запретом.
Тамплиеры ставили пьесы во МХАТе и других театрах, распространяли мистическую литературу, переводили древние тексты, работали в больницах, библиотеках, благотворительных организациях, помогали политзаключенным и их семьям, читали, думали, обменивались мнениями.
Их лекции не вписывались в догму исторического материализма, и этого было достаточно, чтобы их арестовали. Почти все рыцари погибли, но само движение не умерло. Последний тамплиер «первого призыва» математик и философ Василий Васильевич НАЛИМОВ провел много лет в лагерях и после освобождения стал профессором МГУ. Он успел увидеть издания своих книг «Канатоходец», «В поисках иных смыслов», «Реальность нереального», «На грани третьего тысячелетия» и незадолго до смерти выдвинул идею создания Вольного Университета. Налимов умер в 1997 году, дожив до 87 лет.
Но пока жив хоть один человек, стремящийся к свободе и добру, Орден Света бессмертен.