Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага, а приключение начинается с пробитого поддона картера в тысяче миль от дома.
Как-то раз затеяли мы поездку на край света, вернее на край континента, а если точнее - решили мы доехать до Баренцева моря и искупаться. Поездку запланировали на июнь, нам показалось, что это очень подходящее время года для купания в водах Северного Ледовитого океана. Почему подходящее? Потому что в июне температура воды у побережья - плюс пять, а в июле - плюс шесть, в августе уже холоднее. Ждать июля не было смысла и мы поехали.
Предварительно ознакомились с прогнозом погоды на неделю, прогноз радовал: плюс восемь, переменная облачность кратковременные дожди. Отличная погода! А где еще проводить отпуск? Большинство коллег и знакомых двинулись на юг, а мы на север.
Медвежьегорск
Стартанули, как обычно в ночь, не спеша выехали из Ярославля, сразу после окончания предотпускного рабочего дня. А чего ждать-то? Довольно быстро и уверенно, в два руля, меняясь через двести километров мы преодолевали путь по ночной дороге. Проехали Вологду, добрались до Вытегры, а потом дорога стала превращаться в полосу препятствий. Хорошие ровные участки, чередовались с отрезками из бездонных ям, причем смена была такой резкой, что порой просто невозможно было среагировать. Собрав достаточное количество колдобин мы добрались до Медвежьегорска. Посмотрели на деревянную церковь, немного погуляли и размялись.
А потом поехали навестить местных кудесников дорог, мастеров заплат и жгутов. На участке Вытегра - Медвежьегорск мы убили два колеса. Огромные грыжи повылезали на боковинах. Забавный парень на шиномонтаже прилепил нам пару огромных заплат, поругал правительство, страну и народ, дал гарантию на три тысячи километров и благословил на дальнюю дорогу. С тех пор прошло больше двух месяцев, на колесах с заплатами проехал почти 15 000 километров - все в порядке, все просто отлично.
Всем рекомендую - круглосуточный шиномонтаж в Медвежьегорске. Приезжайте, обращайтесь. Это реальный ремонт любой сложности с гарантией.
Посетили мемориальное кладбище Сандармох. Место грустное и печальное.
Здесь в 1937-1938 годах расстреляно почти 10 000 человек. Все они - жертвы политических репрессий. Данное захоронение было обнаружено только в 1997 году, в том же году были рассекречены списки расстрелянных здесь людей. С тех пор здесь появилось много мемориальных табличек, крестов и памятников.
Вот две ссылки, которые раскрывают суть вопроса.
Ссылка про документы Ссылка про расстрелыЖуткая страница в нашей истории.
Рабочеостровск
Рабочеостровск - глухой поселок на берегу Белого моря. В новейшей истории известен тем, что здесь был организован распределительный пункт для заключенных, этапируемых в Соловецкий лагерь.
На пути к поселку нам попался большой карьер, хотели посмотреть, но злой и полубухой сторож нас не пустил. Обошли, пролезли кустами, посмотрели, пофоткали.
У магазина в поселке нас встретил пес. Мы отдали ему остатки нашего дорожного провианта, он с удовольствием съел, дождался хозяина (тот оказывается был в магазине), и пошел сытый и довольный домой.
Сам поселок хмур, безлюден и невесел: ветка железной дороги, серые дома и заболоченный берег холодного моря.
Декорации к фильму Лунгина "Остров". Церковь и деревянные мостки были построены для съемок фильма.
Сейчас вся эта композиция потихоньку разваливается.
А церковь, как нам известно так и не освятили.
Из Рабочеостровска мы поехали дальше на север. Ехали-ехали, а потом подумали, что мы уже давно едем, почти двадцать часов. И пора уже найти хорошее место на каком-нибудь озере, разобрать палаточку, покушать и отдыхать. Озер вокруг море, но вот все съезды с дороги к озерам либо засыпаны, либо на них вырыта яма шириной в ковш экскаватора, короче подъезды заблокированы. Наверное надо сказать большое спасибо местным пожарным, лесникам, ну или кого принято благодарить в таких ситуациях... Несколько съездов с дороги все-таки попались, но они вели либо на просеку к ЛЭП, либо просто в никуда. На одном из таких съездов мы не заметили большой камень в низкой траве и... бах! В поддоне картера дыра, а из нее обильно капает масло. Стали думать, что делать дальше. Масло кончалось, а в багажнике была всего одна запасная канистра масла, поэтому думать надо было быстро. Собственно, большого выбора не было - до ближайшего населенного пункта Лоухи сто километров. Мы поехали туда, делая по дороге остановки для долива масла.
Лоухи
Не знаю город это или поселок, на вид просто большая деревня. Но автосервис мы нашли быстро.
Сервис знатный. Здесь даже местные гаишники ремонтируются.
Загнали нашего пациента на эстакаду (подъемника у них не оказалось) и передали в руки мастерам, которые вооружившись холодной сваркой полезли под машину. С той поездки прошло больше месяца и я проехал почти 15 000 километров. Все рекомендую холодную сварку и автосервис в поселке Лоухи. Качество и надежность ремонта говорят сами за себя.
Сварка долго засыхала, нам стало скучно и мы начали неспеша употреблять взятые с собой в дорогу спирты. Спрашивали у местных про хорошие места для отдыха с палаткой. Нам предложили два варианта: первый - остановиться на озере прямо в поселке, второй - вернуться на трассу, проехать десять километров, повернуть направо, потом налево, а там будет река... Второй вариант нам не подошел, потому что сварка сохла очень долго, а мы все это время скучали, и на трассу нам было уже нельзя по показаниям.
Но нас сразу предупредили, что на озере в поселке местные покоя нам не дадут. Примерно так и получилось. Только приехали на озеро, только достали вещи из машины, к нам пришел в гости товарищ из дома рядом с озером. Спросил как дела, предложил нам дров, напросился на "по стопочке". За ним пришел второй, тоже чего-то предложил и тоже "по стопочке". В итоге у нас собралась целая компания и мы до утра сидели, пили, слушали интересные истории про непростую жизнь в этой глуши, про белые ночи, про местные происшествия, про мечты и планы, про ведьму Лоухи, которая здесь жила. Хорошие оказались ребята, немного синяки, но добрые и простые.
Утром принесли нам горячего чая и ягод, поиграли на варгане, стрельнули сто рублей на пивко. По озеру поплыла выдра, а мы собрались и поехали дальше.