Не так давно
sova_aleksa писала об одном из ярких представителях ар брют Генри Даргере и том, как наряду с яркими красками и детскими образами, его работы порой просто кишат насилием и взывают о помощи, потому как демоны автора не оставляли в покое видимо с самого нежного возраста. Но следует признать, что зло и насилие, будящие по определению самые бурные эмоции у зрителя (и во что они окрашены, по сути уже и не важно) - очень востребованный сюжет в искусстве, причем не только у аутсайдеров.
Римская площадь Навона (ит. piazza Navona) известна всему миру, если кто там еще и не был, то уж наверняка о ней слышал или видел ее изображения:
В декабре на площади было довольно многолюдно, ведь именно здесь в Риме проходит рождественская ярмарка, народ постарше развлекают артисты, а деток - карусель. Еще в 16 веке, после окончания реставрации одного из 11 старинных романских акведуков - Aqua Virgo (вода святой девы), архитектурный ансамбль площади было решено дополнить фонтанами. В изначальном проекте их было 4, но финансовое положение заставило не только урезать проект, но и затянуло его реализацию - завершены все декоративные работы были лишь к концу века уже 19…
В центре площади - фонтан четерых рек (ит. fontana dei Quattro Fiumi) работы Бернини, увенчанный одним из стащенных римлянами из Египта обелисков, который прежде восхвалял римских императоров на арене цирка Максенция на Аппиевой дороге:
Два остальных фонтана первоначально были установлены без скульптур. Для фонтана, находящегося в южной части площади, центральную фигуру Мавра изготовил также Бернини, по которой фонтан и получил свое имя - fontana del Moro. Остальные фигуры, входящие в его скульптурную композицию относятся уже к 19 веку:
Но более всего интересен фонтан, который был сооружен последним на площади Навона, расположенный в ее северной части
Называется он в честь главного персонажа фонтаном Нептуна (ит. fontana del Nettuno). К моменту окончания возведения фонтана Мавра, денежные средства на обустройство площади уже иссякли и ели бы не Бернини, настаивающий на завершении работ, северный фонтан мог никогда и не быть оконченным. По крайней мере свои скульптурные композиции фонтан получил после конкурса, проведенного коммуной Рима аж в 1873 году! По его результатам фонтан украсили нереиды с амурами и морскими коньками, созданных Грегорио Цаппала, а увенчан он был Нептуном борьбе с осьминогом работы Антонио делла Битта. Ну и давайте теперь рассмотрим поподробней, кто из участников этой жанровой сценки боле достоин нашей поддержки и симпатии...
Нептун, кровожадно расправляющийся с не слишком большим и совсем не выглядящим опасным осьминожкой с помощью холодного оружия практически:
«Добрые» амурчики, вытворяющие жуткие вещи с тварями морскими:
И не отстающие от них, смачно творящие насилие над тварями ползуче-плывучими, нереиды:
Как тут не вспомнить окончания вошедшего и в наш обиход латинского выражения «Memento mori», произносимого во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся со щитом, а не на щите. Ведь именно для того, чтоб триумфатор, вкусив оваций, не забыл, что и он смертен, позади него ставили раба, который был обязан периодически напоминать: "Respice post te! Hominem te memento!" Вот и нам важно иногда оборачиваться, чтоб бросить взгляд на содеянное или наоборот, оставленное в не деянии и вспомнить, что мы люди. И любое насилие влечет за собой только насилие. Бернини, как мне кажется это понимал, а вот его последователи - уже вряд ли…