Нет, мы не хотим в живой уголок - мы хотим… в пионеры!

Jan 12, 2013 23:11


…Я всегда любил мечтать и никогда не перестану, пока не остановит пуля…

Че Гевара




Что же, я опять дома, и меня, как, впрочем, и всегда, ждут великие дела. Но пока о первых впечатлениях и озарениях по возвращению - а они самые что ни на есть материальные - какая же все-таки тяжелая кухня в средней Азии… Осознала я это не в первый уже раз, поглощая один из своих любимых салатов, чуть не похрюкивая от восторга. А ведь он, как и все гениальное, прост до безобразия - сбрызнутые оливковым маслом салатные листья, кедровые орешки и очищенные дольки грейпфрута, разделенные на 2-3 части в зависимости от величины исходного материала. В оригинальном рецепте предлагалось использовать рукколу, но опытным путем я заменила ее для себя на айсберг или как здесь он называется «кудрявый» салат-латук (ит. lattuga riccio), даже не знаю, как он по-русски зовется, до Бишкека, увы, мода на салаты вряд ли когда доберется, номадическое прошлое дает о себе знать - при наличие возможности народ предпочитает питаться мясом 3 раза в день 7 дней в неделю…

Думаю, мой желудок тоже наконец возрадовался и поблагодарил хозяйку за проявленную сознательность в сделанном выборе. И вспомнился мне Фрейд, да-да, в связи с салатными листьями. И даже не потому, как тетушка je_nny   однажды рассказывала о невероятных превращениях Зевса в целях пленения прекрасных смертных, одно из которых было именно латуком. И даже не спрашивайте, почему громовержец сей шаг осуществил, наверное, имел свои резоны, нашему, не олимпийскому разуму, неподвластные. А потому, что именно Фрейд, в своем трактате «Недовольство культурой», анализируя наше недовольство цивилизацией, которая ограничивает нашу инстинктивную жизнь, показал, как в конечном счете, она становится, в виде супер-эго, самым серьёзным тираном и надсмотрщиком, выражая себя лишь как смутное чувство дискомфорта. А ведь чувство дискомфорта от недовольства культурой является одной из форм психической тревоги, и, как все тревоги оно находится в бессознательном состоянии, непризнаваемо и даже неузнаваемо сразу, потому что подавлено и цензурировано. И ведь трудно спорить с дядюшкой Зигмундом, ведь и правда, ценой человеческого присоединения к цивилизации становится жертва части нашего эгоистического счастья и некоторое смутное чувство вины о даже не свершаемом. Это, конечно, не значит, что возвращаясь домой я начинаю есть мясо, причмокивая от удовольствия обсасывая какой сахарный хрящик. Но я замечаю за собой, что в большинстве случаев, когда шило в мешке утаить представляется возможным, я стараюсь не афишировать свое вегетарианство, и даже не потому, что не жду понимания, а лишь в целях избегания дискуссий бессмысленных и беспощадных, в которых градус накала невероятно шустро стремится вверх по причине активно неприятия другого образа жизни и следующих из этого вполне себе безумных поворотов, как-то обвинение вегетарианцев в агрессивности (что чаще всего уже выдается на повышенных тонах) и прочих грехах вроде гордыни, тщеславия и просто глупости. В лучшем же случае придется выслушать заезженные истины о необходимости сбалансированного питания от диетологов-любителей, которые твой образ жизни считают менее здоровым видимо в связи с отсутствием сосисок и майонеза в рационе. Потому не может не радовать, что в Европе «скрывать» своей пищевой ориентации не приходится вовсе, все-таки преимущества толерантности на лицо, тут тебе даже свое фи, которое имеет право на существование, выскажут культурно (кстати, с таковым по поводу вегетарианства пока еще ни разу не сталкивалась). Вот такая вот маленькая, но очевидная разница между культурами, первая из которых имеет большой задел коллективизма в подкорке представителей, а последняя - в общем-то является скорее средой действия индивидуалистов. Конечно,  цивилизация в целом ограничивает свободу и, в частности, свободу личности. Было бы ошибочным считать, что это не так в обществе западного типа, мало какие социальные институты поощряют и защищают нашу свободу и вступая в социальные связи, мы, так или иначе вынуждены следовать заданным извне правилам большой игры. Только правила отличаются уровнем гибкости и, следовательно, являются причиной значительного недовольства гораздо реже. Что, однако, не означает отказа от принесения в жертву части своего счастья в пользу большей безопасности. Прям по Ивлину Во получается, Агнец Божий - барашек что надо…

Зевс, Че Гевара, Недовольство культурой, Италия, Чебурашка, Сиена, Ивлин Во, Зигмунд Фрейд, вегетарианство

Previous post Next post
Up