Разбирала сегодня свою книжную полку на предмет освобождения места для новых обитателей - подруга мудро посоветовала бороться с грустью дождливого настроения короткими прогулками в жизнерадостного цвета резиновых сапожках, греться глинтвейном и купить новую книжку. Начала я как всегда с конца, но в конце концов именно эта часть рецепта требует наименьшей подготовки. Так вот, попалась мне в руки среди изгоняемых в места не столь отдаленные прочтенная кажется весной «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро и я бы может и не застряла на ней так долго, если бы только недавно ее не вспоминала. А связан этот реверс был с испытанным мной в Падуе чувством дежавю, когда на достаточно пустынной и тихой улочке я увидела маленький магазинчик с высвечивающимися в спускающихся на землю сумерках картинах, развешанных по стенам:
Помните ту экспедицию уже подросших воспитанников Хэйлшема, где они искали прототип Рут и следовали за показавшейся им похожей на нее работницей офиса? Вот почему-то именно так я себе и представила тогда это место...
Надо сказать, что в процессе прочтения я не была влюблена в эту книгу как это иногда со мной случается и необходимость отложить чтение следующей главы в связи с рабочей загруженностью не сильно меня печалила. Удивило меня то, что по-настоящему меня опечалила перевернутая последняя страница текста, и даже не потому, что автор завершил сказание того, что сказать нам имел. Машинально пролистав оставленные видимо для заметок в конце книги пустые страницы, почему-то думала не о том, что каждый может дописать историю Кэтти по-своему, а о том, что сама Кэтти, случись ей быть реальным персонажем, а не образом собирательным, вряд ли решилась бы написать ее по-своему. А ведь образ автору удался! Не шаблонный и предсказуемый, но органично-противоречивый - одно то, что девушка действительно сильная не осаждает периодически свою подругу, когда могла бы это сделать хотя бы в целях какой-то психологической самозащиты, и даже потворствует ей, но не ради нее, а ради воспоминаний детской дружбы, возможно единственных светлых моментах, бережно хранимых ею в копилке утекающего времени. Она жертвует при этом возможно дружбой с самым близким ей духовно человеком, что говорит о многом. Ведь своих не бросают. Пока они сами не решают уйти. И к своим всегда готовы прийти на помощь, если таковая понадобится, забыв все разочарования и держась за связывающие тебя с другими людьми тончайшие паутинки общих воспоминаний как за спасительную соломинку. Вот такая она, Кэтти Эйч, не готовая пожертвовать гармонией с собой, пытаясь оправдаться в не совершенном предательстве, но готовая пожертвовать своей жизнью просто из идеи предопределенности судьбы и предназначения.
И ведь все мы во многом, жертвы общества, которое вбивает нам в головы шаблоны предназначения. И даже где-то сворачивая с привычного большинству пути и гордясь по сему поводу своей самостийностью, мы бредем на самом деле в том же направлении, что и все ведомые. Просто потому, что никогда не пробовали выйти за ворота. Ведь там люди исчезают навсегда. Или там исчезают марионетки?..