Книжный фантазм

Nov 14, 2012 20:20


 Разбирала сегодня свою книжную полку на предмет освобождения места для новых обитателей - подруга мудро посоветовала бороться с грустью дождливого настроения короткими прогулками в жизнерадостного цвета резиновых сапожках, греться глинтвейном и купить новую книжку. Начала я как всегда с конца, но в конце концов именно эта часть рецепта требует наименьшей подготовки. Так вот, попалась мне в руки среди изгоняемых в места не столь отдаленные прочтенная кажется весной «Не отпускай меня» Кадзуо Исигуро и я бы может и не застряла на ней так долго, если бы только недавно ее не вспоминала. А связан этот реверс был с испытанным мной в Падуе чувством дежавю, когда на достаточно пустынной и тихой улочке я увидела маленький магазинчик с высвечивающимися в спускающихся на землю сумерках картинах, развешанных по стенам:




Помните ту экспедицию уже подросших воспитанников Хэйлшема, где они искали прототип Рут и следовали за показавшейся им похожей на нее работницей офиса? Вот почему-то именно так я себе и представила тогда это место...



Надо сказать, что в процессе прочтения я не была влюблена в эту книгу как это иногда со мной  случается и необходимость отложить чтение следующей главы в связи с рабочей загруженностью не сильно меня печалила. Удивило меня то, что по-настоящему меня опечалила перевернутая последняя страница текста, и даже не потому, что автор завершил сказание того, что сказать нам имел. Машинально пролистав оставленные видимо для заметок в конце книги пустые страницы, почему-то думала не о том, что каждый может дописать историю Кэтти по-своему, а о том, что сама Кэтти, случись ей быть реальным персонажем, а не образом собирательным,  вряд ли решилась бы написать ее по-своему. А ведь образ автору удался! Не шаблонный и предсказуемый, но органично-противоречивый - одно то, что девушка действительно сильная не осаждает периодически свою подругу, когда могла бы это сделать хотя бы в целях какой-то психологической самозащиты, и даже потворствует ей, но не ради нее, а ради воспоминаний детской дружбы, возможно единственных светлых моментах, бережно хранимых ею в копилке утекающего времени. Она жертвует при этом возможно дружбой с самым близким ей духовно человеком, что говорит о многом. Ведь своих не бросают. Пока они сами не решают уйти. И к своим всегда готовы прийти на помощь, если таковая понадобится, забыв все разочарования и держась за связывающие тебя с другими людьми тончайшие паутинки общих воспоминаний как за спасительную соломинку. Вот такая она, Кэтти Эйч, не готовая пожертвовать гармонией с собой, пытаясь оправдаться в не совершенном предательстве, но готовая пожертвовать своей жизнью просто из идеи предопределенности судьбы и предназначения.

И ведь все мы во многом, жертвы общества, которое вбивает нам в головы шаблоны предназначения. И даже где-то сворачивая с привычного большинству пути и гордясь по сему поводу своей самостийностью, мы бредем на самом деле в том же направлении, что и все ведомые. Просто потому, что никогда не пробовали выйти за ворота. Ведь там люди исчезают навсегда. Или там исчезают марионетки?..

Не отпускай меня, Италия, книги, Падуя, дежавю, Кадзуо Исигуро

Previous post Next post
Up