Книгу Элис Уокер «Цветы лиловые полей» я прочитала достаточно давно, но из головы она у меня не идет, продолжая бродить призраком где-то на задворках сознания. Вот что значит - произвела сильное впечатление. Кроме того, совершенно случайно так вышло, что я не так давно немного занималась вопросами апартеида и понимаю, что все, что можно узнать из пусть и художественного романа - всего лишь верхушка айсберга. То, что творилось в Африке белыми колонизаторами и что имело место еще совсем недавно в тех же Соединенных Штатах - это страшные страницы истории нашей сомнительно что цивилизации в свете этих фактов.
На мой взгляд Уокер выбрала очень верный тон рассказа и умело сбалансировала его трагичность своеобразными картинами быта африканского племени и явно отслеживаемой эволюцией достижений относительного равенства белого и не белого населения Америки, наблюдаемой по мере прочтения романа. Один бабий бунт на семейном обеде, когда дамы бросив очаг и детей рванули самореализовываться в Мемфис чего стоит, не говоря уж об открытии Селией собственного магазина, разве знакомясь с мировосприятием юной героини в первых строках романа это можно было представить возможным? Селия преодолела свои страхи перед миром, мужчинами, белыми, наконец, Богом. Я думаю, совет госпожи Уокер может быть полезен и нам всем:
Элис Уокер писала о том, что знала достаточно хорошо - тяжелой жизни не белого населения Америки, когда казалось бы права и свободы ими уже были относительно обретены, но сегрегация, воплощаясь во множестве самых различных форм создавала совершенно другие условия жизни. Сама Элис была 8-м ребенком в семье фермера-издольщика и больших шансов у нее, казалось бы, не было состояться в жизни. Но благодаря своему усердию и дарованию она получила стипендию и смогла продолжить учебу в колледже, получив диплом бакалавра искусств. Неудивительно потому, что ее творчество во многом посвящено борьбе за права и движению женщин. За «Цветы…» она получила престижнейшую Пулитцеровскую премию:
Интересно, что и личная жизнь автора в некотором роде была исполнена борьбы - ее супругом был белый американец еврейского происхождения, и тогда, в далеких 60-ых они были первой официально зарегистрировавшей свой брак смешанной парой в Миссисипи, в связи с чем постоянно находились под общественным давлением и даже получали угрозы от Ку-Клукс-Клана. Может потому брак и не удалось сохранить - по прошествии почти 10 лет они расстались друзьями, вот только дочь Элис сохранила обиды на мать, восприняв все, что ей выпало в детстве как результат борьбы за гражданские права, в которой она стала для родителей больше символом, нежели любимым ребенком.
Кстати, роман был экранизирован Стивен Спилбергом еще в 1985 году:
Роль Селии была с блеском (хотя, возможно, и на несколько отличный от книжного лад) сыграна такой великой характерной актрисой как Вупи Голдберг, но все же для меня открытием стала сильнейшая актерская работа Опры Уинфри, создавшей экранный образ Софии. Фильм хорош, хотя благодаря выбранной режиссером палитре красок и манере повествования больше хорош, чем трогателен по сравнению с книгой, разбивающей сердце на мельчайшие кусочки, которые в принципе можно по частям и собрать как мозаику, сопереживая Селии, радуясь достаточно редким осколкам счастья, выпадающим на ее долю и гордясь ее успехами. Ну и конечно фильм прекрасен воссозданием той атмосферы черного, исконно-южного джаза, со всем его потом и драйвом вольной жизни артистов, которые дарят короткие моменты забвения работягам, приходящим пропустить стаканчик и послушать грустную и не очень музыку прежде чем вернуться в свое хмурое сегодня, со всеми нерешаемыми в одночасье проблемами быта и тяжелой работой.
На самом деле вопрос прав женщин независимо от расовой принадлежности это вопрос очень больной. Я вовсе не отношу себя к феминисткам - мне представляется разумным рациональное распределение обязанностей между полами согласно их способностям и возможностям (оставлю, например, с легкостью дело защиты отечества мужчинам, хотя если отдельные представительница прекрасного пола считают необходимым в этом участвовать, это тоже их право). Однако тем, что мы - женщины имеем сегодня, мы обязаны представительницам слабого пола, которым пришлось в свое время преодолеть невероятные барьеры прежде всего в умах пола сильного.
Я помню, когда-то на меня неизгладимое впечатление произвела история Эмили Девисон, английской суфражистки, погибшей под копытами коня короля Георга V на дерби:
Это был ее последний способ попытаться привлечь внимание общественности к вопросу равноправия полов. Нет, она не была экзальтированной юной максималисткой или неграмотной представительницей рабочего класса. По тем временам, когда образование женщинам было почти еще не доступно, она окончила с отличием один из колледжей Оксфорда:
Бросив преподавание, она стала активисткой женского социально-политического союза, деятельность которого, надо признать, не всегда была очень уж законной и мирной, но возможно выбора и не было особого тогда. Так вот, наша леди Эмили бывала частенько арестованной за нарушение общественного порядка (например, кидалась камушками в канцлера :D) и даже проведя некоторое количество времени в тюрьме сумела отличиться и там %) Она пыталась голодать и сопротивлялась принудительному кормлению.
И хотя сегодня те методы борьбы нам кажутся иррациональными, благодаря им в том числе мы наконец относительно свободны и равны. Хотя борьба не обязательна должна быть такой, бескомпромиссной. Элис Уокер тому пример, имею в виду не ее общественную деятельность, а просветительскую, книга - это всегда инструмент донесения информации, и если человек в нашем обществе с его ненормальным ритмом жизни еще не разучился и не разлюбил читать, значит он точно не безнадежен. И если Эмили имела другие жизненные предпосылки, относительное свободомыслие и финансовую независимость благодаря образованию и происхождению, то миллионы женщин и сейчас этого не имеют. И их борьба - в ежедневном выживании в таких ломающих личность условиях, что борьба эта требует ежедневно восполняемого запаса невероятного мужества. Селия, пусть и литературный, но пример тому, который может кого-то вдохновить на взятие на себя риска за изменение чего-то в жизни, а кого-то - хотя бы заставить задуматься. И это уже значимое участие. Спасибо, Эмили! Спасибо, Элис!