Есть на карте мира уголки, еще почти не тронутые цивилизацией и новейшую историю одного из них и предлагает нам лицезреть, местами недоумевая, местами возмущенно, а временами - находя аналогии с настоящим, которое имеет место быть практически за твоей дверью, французский режиссер Раду Михайляну в своей картине «Источник любви» (в российском прокате «Женский источник»):
Я никогда не была в Марокко, увы, и согласиться с достоверностью рассказанной истории или же попытаться ее опровергнуть исходя из собственного опыта не могу. Но четко понимаю, что даже на моей малой родине, где ислам относительно молод и, скажем так, слегка поверхностен в связи с сохранившимися еще в памяти народа традициями кочевого образа жизни, накладывающего значимый отпечаток язычества даже на мусульманские ритуалы, положение женщины неоднозначно. С одной стороны, наша история знает примеры сильных и мудрых правителей женского пола и просто представительниц народа (уже одна алайская царица Курманжан Датка своей жизнью и деяниями на благо народа показала, что женщина способна быть и дальновидным политиком и стратегически-мыслящим полководцем), с другой - даже длительное пребывание республики в прошлом в лоне Страны Советов не истребило этакого традиционного восприятия женщины, как второстепенного члена общества.
Деревня, живописуемая в картине, живет по своим каноном уже не первое поколение. Это даже приносит определенный доход жителям, так как такой образ жизни привлекает туристов, гоняющихся за новыми впечатлениями и желающих запечатлеть на свои камеры блики и тени древней культуры, практически сохранившейся в таких забытых Богом и правительством местах. И хотя пришедшая в страну «цивилизация» принесла мир и лишила мужчин традиционных занятий, оставив их мирно попивать чай в тени под неторопливые беседы о жизни, положение женщин не изменилось - они по-прежнему безропотно выполняют все самую тяжелую работу, рано старея и уже привыкнув к странной для западного человека реальности, в которой далеко не каждая беременная сможет выносить свое чадо из-за чрезмерных физических нагрузок на женский организм.
Однако в деревушке появляется Лейла, которую и по прошествую лет в браке с местным учителем собственная же свекровь будет продолжать звать чужой, не местной. И эта девушка немного отличается от остальных женщин, она борется не только за проведение воды в поселок, но и просто за право быть услышанной, быть не просто женщиной, но человеком. Почему она другая? Возможно, такой ее сделала ее история, а еще - потому что ее муж ее любит и поддерживает насколько это возможно в столь патриархальном обществе (что уже является исключением).
Конечно, снимая кино в расчете на зрителя европейского как мне кажется режиссер слегка сгустил краски. С другой стороны, не могу не сказать, что происходящее на экране чем-то неуловимо мне напоминало и нашу реальность - ужасающая бедность и безработица в провинции привела к тому, что родителям иногда даже при имеющемся желании не удается отправить своих детей в школу и грамотность возможно скоро будет рассматриваться излишней роскошью особенно для девочек, которые вырастая будет превращаться всего лишь в рабочий инструмент в доме мужа. Снято очень красиво, что и не мудрено при таком холсте - красивые, хоть и несколько непривычные глазу пейзажи, красивые люди (не в современном, навязанном нам глянцем понимании этого слова, скорее очень яркие, интересные и вполне себе самодостаточные типажи, которые тем уже и красивы, как вписываются в картину), красивая, но опять же очень своеобразная восточная музыка, несколько гортанный язык и способные исполосовать сердце без ножа протяжные и печальные песни. А какие живописные костюмы у женщин в праздничные дни и танцы! Когда они танцуют, кажется, что это их жизнь проходит под ласково-греющим их солнцем, да в прохладе тенистых садов в отдохновении и может быть разве что рукоделии от скуки! Наверное поэтому, несмотря на некоторую конъюнктурность, фильм смотрится. Всегда интересно приоткрыть завесы чужой культуры и сопереживать героиням в их тяжелой доле, особенно комфортно устроившись в плюшевом кресле кинотеатра, зная, что вернувшись домой тебе не придется таскать воду и собирать хворост, ведь для того есть центральное отопление и канализация…