Жил да был в веке 12 недобрый рыцарь Гальгано. Ну, это только в сказках все рыцари добрые и сознательные, а в жизни то они любили и нрав свой необузданный, жестокостью да высокомерием помноженный продемонстрировать окрестным вассалам, да и девку крестьянскую снасильничать, а то и еще чего похуже натворить, руководствуясь лишь своим эгоизмом да прикрываясь высоким положением. Вот и наш синьор Гвидотти был просто исчадьем ада для Тосканы (его родовой замок располагался неподалеку от Сиены). Однако к году 1180, будучи если анналы исторические не врут лишь 32 годов от роду, наш «герой» то ли допился до прихода белочки, в которой он распознал, не много не мало, посланника Господа, да не рядового ангельского чину, а самого архангела Михаила, то ли и правда, стал избранным да просветленным, но путем к спасению души он после сего визита обзавелся. А требовалось для того неизмеримо много по рыцарским понятиям того времени - променять свой палаццо на пещеру и провести остаток жизни в постах да молитвах, а не на пирах да турнирах. Бывшие веселые сотрапезники, лишившиеся удалого молодца в своих рядах, всячески пытались отщепенца образумить и сбить с пути праведного. Однако если чем и мог наш рыцарь похвастать, то это было завидное упорство в достижении выбранной цели и потому осаждаемый вестниками порока рыцарь отправился восвояси куда глаза глядят, правда не пешим, а конным. А лошадка без парусов и ветрил без шпор и узды принесла нашего героя на вершину холма Моентесьепи, где его ему явились уже сами Иисус Христос и Дева Мария, в окружении апостолов восседавшие на его ступенях круглого храма. Видение исчезло, однако глас небесный продолжал вещать Гальгано о необходимости отказаться от радостей мирских и стать отшельником. Рыцарь, оценивая себя достаточно трезво, робко возразил, что для него это столь же трудно, как вонзить меч в скалу, которой Монтесьепи был увенчан. Пытаясь убедить небеса в достоверности своей декларируемой неспособности к подвигам на ниве духовной, Гальгано ударил мечом по скале, и меч вошел в нее, как в масло. Лишь рукоять и несколько дюймов лезвия остались торчать снаружи... Так как больше возражений у ошеломленного случившимся вчерашнего буяна не нашлось, Гальгано остался отшельничать на том самом месте, где убедился во всемогуществе Бога. Жизнь новая была трудна, но почетна - Гальгано умер всего лишь год спустя, но успев совершить при жизни еще несколько чудес и уже в 1185 году был причислен к лику святых. Над скалой с торчащим из нее мечом к канонизации обратившегося к жизни праведной рыцаря была выстроена небольшая кирпичная капелла - такая, какой она привиделся святому Гальгано - Ротонда Монтесьепи:
Считается, что архитектурно капелла решена в романском стиле, однако попав внутрь мы с моим спутников в оценках уже разошлись как с общепринятым мнением, так и друг с другом (мне чудился дух ориентальный в окружающих меня цветах и пропорциях, ему - веяния греческой культуры). Внутренняя часть купола запросто может погрузить в транс уже через созерцание чередующихся молочно-бежевых и терракотово-коричневых полос, спирально уходящих ввысь и уводящих за собой в космос практически все мысли и чувства. При этом место это очень комфортное, думаю, любая искренняя молитва будет близка к медитативному аутотренингу в этой атмосфере бесконечности, дающей однозначно понять всю нелепость попыток вырваться из круговорота бытия в виду его закольцованности. Любителям средневекового искусства тут тоже найдется что лицезреть - в 14 веке над фресками церкви трудился сам Амброджо Лоренцетти. В экстерьере храма также присутствуют декоративные элементы, указующие на дивную историю сего славного места:
Кстати, и по сей день сохраненный осколок скалы с вонзенным в нее мечом красуется в разверстом полу храма под стеклянным куполом. Неудивительно, что достоверность легенды и аутентичность демонстрируемого артефакта вызывает определенные сомнения у всех не слишком экзальтированных посетителей сего и правда сакрального по царящей здесь атмосфере места. Мы тоже обменялись таковыми сомнениями, возникшими не смотря на всю имеющуюся патриотичность моего итальянского спутника. Однако осенью 2001 года в университете города Павия были проведены всесторонние металлографические исследования, показавшие, что меч датируется именно XII столетием! Это заявление руководителя исследований Луиджи Гарлачелли вызвало новую волну интереса к загадочному мечу.
В Италии вообще бытует мнение, что именно предания о рыцаре Гальгано легли в основу легенд о рыцарях Круглого Стола. Однако так считают не только обыватели, но и некоторые историки-медиевисты, указывающие на параллели в легенде о Сан-Гальгано и знаменитом эпосе о короле Артуре, которому пришлось выдернуть из скалы меч Эскалибур, чтобы доказать свое королевское происхождение. Кстати, местная легенда утверждает, что любой, кто пытался вытащить этот меч из камня, лишался рук… Все-таки это была чрезвычайная задача даже для короля Артура!
Хотя традиционно считается, что родина легенды о короле Артуре - север Европы или Франция, итальянский исследователь Марио Моираги уверен, что она имеет итальянское происхождение, утверждая в своей книге «Тайна Сан-Гальгано» что меч, бережно хранящийся в Монтесьепи в действительности является не чем иным, как легендарным Эскалибуром.
Меч Сан-Гальгано датируется официальной наукой веком 12, первые же свидетельства об Эскалибуре появились в средневековой Европе несколькими десятилетиями позже (самое раннее упоминание найдено в поэме «Персиваль» французского поэта Робера де Борона, где меч был воткнут в наковальню, стоявшую на вершине скалы). Широкое же распространение легенды о короле Артуре и его мече получили только в XIII столетии, когда история о мече Сан-Гальгано была известна уже повсюду в Европе. По словам Марио Моираги, в легендах о Сан-Гальгано есть ряд примечательных совпадений с преданиями о сэре Персивале, который нашел Святой Грааль. По мнению исследователя, это дает основания полагать, что именно жизнь святого Гальгано, рыцаря-отшельника, навеяла легенды о короле Артуре, а сам Гальгано стал прообразом сэра Персиваля. Конечно, эта очень красивая теория очень спорна, однако справедливости ради нельзя не отметить, что во всей Европе существует только один меч в скале и это меч Сан-Гальгано :)
Кстати, позже рядом было возведено цистерцианское аббатство Сан-Гальгано со своей совсем не простой историей, но о нем в следующий раз...