Они встретились на богемной вечере в студии известного художника. Она - известная во всем мире танцовщица элегантного возраста, он - известный лишь в России юный поэт. Она не знала русского, он же не говорил на английском и французском языках, которыми владела она. Она была старше его на 17 лет, но сила притяжения, возникшего между ними, была так велика, что он просто подошел и склонил свою златовласую голову на ее колени. Она была удивлена, но не удержалась от того, чтоб провести ладонью по его кудрям. После этого они просто уехали вместе в хмурое осеннее утро. Появились на публике они только через две недели, вместе:
Айседора Дункан, приехавшая тогда во второй раз в Россию по приглашению советской власти для открытия своей школы танцев, собиралась тогда отправиться в турне по Европе и Америке. Для того, чтобы отправиться в него вместе с Есениным, 45-летняя Дункан первый раз в жизни вышла замуж. 2 мая 1922 в загсе Хамовнического района Москвы состоялось их бракосочетание. Новобрачные выразили желание носить двойную фамилию Дункан-Есенин. Говорят, что выйдя из ЗАГСа, Есенин радостно воскликнул, что теперь он - Дункан. Вскоре пара отправилась в Ленинград, где Дункан давала серию выступлений, а осенью 1922 года супруги выехали за границу. Посетив многие европейские страны, Есенин с Дункан отправились в Америку, где они пробыли четыре месяца до февраля 1923 года. Это путешествие далось поэту непросто - Есенин тосковал по России, где его знали, в чужих же краях он был просто капризом известной танцовщицы. Они постоянно скандалили и их брак фактически распался два года спустя, хотя никогда не был расторгнут официально - Есенин вернулся в Россию. Дункан писала ему письма и ждала от него новостей. В ответ она получила довольно жестокую записку: "Люблю другую, женат, счастлив". 1925 год ознаменовался для Айседоры страшным известием - Есенин покончил с собой в том самом номере ленинградского отеля «Англетер», где он впервые останавливался с Дункан. Айседора осталась до конца благородной в этих причинивших ей немало боли отношениях - она обратилась в парижские газеты со следующим письмом:
Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. …Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов… Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже… Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием.
Айседора Дункан
И хотя эта трагедия подкосила ее силы, убила Айседору не она, а досадная случайность. Ведь жизнь ее не была чередой радостных событий и легко дающихся успехов. Ее детство прошло в довольно стесненных условиях, так как отец Айседоры обанкротившись, оставил свою супругу с четырьмя детьми саму справляться с жизненными трудностями. Айседору, скрыв её возраст, уже в 5 лет отдали в школу, которую, впрочем, та бросила уже в 13, считая бесполезной. Девочка продолжила самообразование, серьёзно занимаясь музыкой и танцами, которыми давно увлекалась. Еще в 11 лет она начала преподавать танец, а в 18 лет - отправилась покорять Чикаго и богемный тогда город пал к ее ногам, ведь ее танец удивлял и шокировал местами все еще довольно пуританскую Америку. Традиционную тогда балетную пачку Айседора сменила на полупрозрачную, не всегда прикрывающей даже колени тунику, а на сцене выступала босиком:
За основу своего танца Айседора взяла образцы древнегреческой пластики, которую изучала в залах искусства Древней Греции в Британском музее. Дункан искренне верила, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражая эмоции и характер исполнителя, импульсом же для его рождения должен стать язык души. Так она стала одной из основоположниц танца модерн. В жаждавшей новаторства в искусстве Европе Айседору встречали переполненные театры. У нее было все - слава, деньги, мириады воздыхателей. Но давая многое, жизнь много и лишила эту женщину - в дорожном инциденте 1913 году погибли ее сын и дочь. После этого Дункан долго не могла танцевать. К творческой жизни ее в некотором роде вернуло лишь приглашение в советскую Россию для организации собственной балетной школы, ведь Айседору угнетала западная коммерциализация искусства. Однако советская действительность мало походила на обещания большевиков. И все же Айседора возродилась к жизни, ведь в Москве ее сердце опять забилось быстрее. И пусть история ее любви с российским поэтом закончилась печально, она в ее жизни опять случилась и это прекрасно. Ведь жизнь гораздо больше похожа на сборник рассказов-миниатюр, чем на одну бесконечную трагикомедию, и человек, с которым открывается новая ее страница, нас бесконечно обогащает…
14 сентября 1927 года 50-летняя Айседора Дункан должна была выступать с концертом в Ницце. Она села в автомобиль и, прощаясь с друзьями, воскликнула, что идет к славе. Водитель был молод и хорош собой, потому второй версией ее последних слов является путь к любви. Но ей опять случиться было не суждено - когда водитель тронулся с места, длинный шарф Айседоры угодил в ось колеса и задушил ее... Насколько яркой была ее жизнь, настолько же и нелепа смерть. Но трудно поспорить с тем, что она оставила след в истории, во многом изменив представление людей о красоте движений и линий человеческого тела…
*Иллюстрации найдены в сети