Адам и Ева: наше время

Jan 30, 2015 23:49


30 января 1931 года состоялась премьера картины Чарли Чаплина «Огни города». Этот фильм в некоторой мере может быть признан символом окончания эпохи немого кино, и хотя с тех пор прошел почти целый век, люди по прежнему как мотыльки слетаются в города, даже если знают о потенциальной возможность опалить собственные крылья. Справедливости ради, города нас всех манят разные. Кому-то близки космополитичные мегаполисы с открывающимися там возможностями, другим - маленькие городки, смахивающие на музыкальные шкатулки звонкостью своих мостовых и самобытностью населяющих их сторожил. Не чуждый эстетства проказник Джим Джармуш поселил своих главных героев в Детройте и Танжере, и на то есть причины в характерах его почти библейских персонажей - Адама и Евы, ведь они стары практически как этот мир. Почему почти?  Потому что они … вампиры!



Если бы мне кто-то еще недавно сказал, что я приду в восторг от фильма о вампирах, я бы только рассмеялась в ответ. Так уж случилось, что меня минула доля увлечения сумеречной сагой и прочими романтизированными и не очень вампирскими историями, хотя готика всегда в некоторой степени была мне интересна. Что же, прилюдно посыпаю голову пеплом, картиной 2013 года «Выживут только любовники» я осталась положительно очарована...

Эта работа Джармуша как и многие другие - мастерство тягучего как патока видеоряда, от которого мало того, что невозможно оторваться, в нем хочется залипнуть, так атмосферна создаваемая по ту сторону кадра версия жизни. Конечно, немалую роль в этом сыграли удачно ложащиеся в настроение саундтреки, создающие полную иллюзию даже не героинового шика, на мысли о котором наводят первые кадры, рисующие определенный тип зависимости и ее удовлетворения, а опиумного опьянения, заставляющего мир вертеться медленнее и замедляющего даже скорость, с которой песчинки отмеряют бег времени в песочных часах бытия. Хотя такое дурманящее ухо любителя инди-рока музыкальное  сопровождение не удивительно, ведь главный герой - музыкант, который век за веком пишет музыку, хочет быть услышанным и в то же время опасается раскрытия собственного инкогнито. Вот уж не думала, что Том Хидллстон может когда-нибудь мне показаться сексуальным! Да чего уж там, я его просто не узнала... И если для самого автора его музыка так и не смогла выйти за границы пост мортем, то для нашего времени, с его суицидально-депрессивными субкультурами, претендующими на индивидуальность и саморефлексию, а на деле лишь слегка отретушировавшими символику декадентства, она просто гимн такого образа жизни:

image Click to view



И ведь трудно не признать, цепляет! Но не больше, чем образ Евы, созданный неподражаемой Тильдой Суинтон - настолько она не от мира сего с одной стороны, и квинтэссенция всего мирского - с другой. Стильная, уверенная в себе, дружащая с модными девайсами и современными технологиями, но проводящая большую часть жизни в созерцании и чтении в по прежнему характерном марокканском городке, вместившем в себя столько культур, что может стать домом каждому и при этом останется для всех загадочным и не познаваемым. Ну как тут не позавидовать бессмертию, ведь именно оно дает Еве возможность познания того, на что и целой человеческой жизни мало? А в такой формулировке можно смириться и с тем самым своеобразным допингом, которым поправляют свои силы эстетствующие вампиры - ведь живя в 21 первом веке не только не с руки, но и небезопасно кусать первого встречного, чья не слишком чистая кровь может вызвать как минимум несварение, а жадные до денег зомби помогают добыть пропитание более чем мирными путями. Я уже молчу о теме той самой бессмертной любви, человеческие мечты о которой поэтически увековечивали не один век самые талантливые и тонко чувствующие представители рода адамова…

Как и другие картины Джармуша, эта вся соткана из аллюзий и цитат, уже один практически суфийский танец Евы чего стоит, хотя кто знает, у кого из созданий божьих больше шансов познать его замысел: у использующих свою бесконечность с толком вампиров или бездарно растрачивающих свой срок людей, к которым первые особого пиетета не питают, ввиду их наблюдаемой деградации из века в век не смотря на иллюзию прогресса, которым мы все и правда зомбированы, как и своими особыми предназначением и местом в бытие? Глядя на разруху, наступающую на когда-то индустриально расцветший вместе с автомобильной эрой Детройт, в которой и находит этакое мазохистское подтверждение собственным декадентским настроениям Адам, трудно не проникнуться исповедуемой этой группой сверхлюдей философией и предрассудками против примитивной человеческой расы. И вот в этом опьянении причастности к некому тайному знанию, чуть ли не избранности, нас и настигает весьма трешевый конец картины, где Джармуш переворачивает все опять с ног на голову, давая нам понять, что это все был стеб, в первую очередь над нами, зомби, подпавшими под очарование его творчества… И даже понимая это, очень трудно отогнать от себя очарование увиденного вампирского бытия, не зацикливаясь на моральной стороне вопроса. Потому как почти никто из нас не выбирает  роли твари дрожащей и тем самым - обманываться рады!..

Джим Джармуш, чарли чаплин, кино, Выживут только любовники, режиссеры, музыка

Previous post Next post
Up