Как бы ни хорошо было жить приключением еще какое-то время по его окончанию, в определенный момент надо перевернуть страницу и идти дальше. Ну а пока - чтоб попрощаться с дорогой - последний день в Риме, который мы провели большей частью на вилле Боргезе. Это был чудесный день, солнечный и не очень, веселый и задумчивый:
Еще только направляясь к галерее, расположенной на огромной территории зеленой виллы, мы услышали музыку Баха, и все бы ничего, но исполнялась она на гармони. Я вообще-то не люблю переложений серьезных произведений на язык другого инструмента, да еще такого явно народного (в чем ничего плохого нет, только уж больно он далек от классики на мой взгляд!), но игра была воистину виртуозной и вместо раздражение вызвала тоску, потому как невероятно грустно думать, что талантливые люди не находят себе порой другого применения в этом странном мире…
Ну, о галерее Боргезе рассказано уже очень много, потому в детали не буду вдаваться. Ведь как можно рассказывать о Бернини и Рафаэле, Рубенсе и Тициане? У каждого они свои, то есть их работы каждый увидит по-разному, ведь искусство порой задевает совершенно разные струны человеческой души, а уж как при этом сами души разнятся… Вот основателя коллекции, кардинала Шипионе Боргези, особенно трогали работы Караваджо, хотя после коллекция была дополнена и другими потомками знатного рода. Увы, привычка к роскоши сыграла с Боргези злую шутку - к веку 20 семейство было опутано долгами, в связи с чем и заключило взаимовыгодное соглашение с государством о передачи виллы и коллекции за весьма условную сумму вместе с определенными долговыми обязательствами, висящими на собственности. И государство распорядилось ресурсами на удивление успешно - прилежащая к галерее территория сегодня излюбленное место отдыха горожан, где есть дом кино и зоопарк, тенистые аллеи и озерцо, фонтаны и бесконечные зеленые пейзажи, на которых могут отдохнуть усталые глаза городского жителя…
Но если ты не житель столицы мира, то главной атракцией является все же галерея, которая не только сохраняет и реставрирует уже принадлежащие ей сокровища, но и сотрудничает с артистами жанров современных. В частности, в нескольких залах можно было посмотреть эксперимент с оживлением героев некоторых картин Караваджо (Давида и святого Иеронима в частности), когда с помощью современных технологий на экран подавались фотоизображения картин с разных ракурсов, что создавало иллюзию дыхания, легких движений рук и голов, дрожание огонька свечи и движение пера… Смотреть можно бесконечно! Но не увлекайтесь, мы вот поплатились за своею невнимательность - пришлось последние залы пробегать буквально галопом. Как оказалось, входной билет в музей действителен лишь на протяжении 2 часов, и когда время слота заканчивается, залы просто закрывают, вынуждая посетителей их покидать согласно проданным билетам. Если честно, моему возмущению не было пределов, ведь посмотреть всю коллекцию за 2 часа в нормальном для меня режиме просто невозможно… Но хорошие впечатления все равно затмевают плохие, ведь столько красоты в одном месте ошеломляет лишь в момент ее созерцания, потом же ты перебираешь жемчуг воспоминаний, рассматривая опять и опять нюансы, заботливо сохраненные памятью. Ну, или техникой. Например, была там одна инсталляция, тоже представляющая искусство современное и при всей своей нелюбви к документированию походов в музей, в этот раз я не удержалась:
Click to view
Конечно, как всегда на самом интересном месте кончилось место на карте памяти, но это уже мелочи, не правда ли? Красота и тонкость исполнения в данном случае на контрасте лишь усиливают эффект, но разве наш мир не устроен именно так? И хотя в основу работы современного британского артиста Мэтта Коллишоу был положен библейский сюжет избиения младенцев, я увидела в ней сначала Спарту, а потом и весь наш мир, который по факту уже мало чем отличается (за исключением, разве что, меньшего пиетета к закону). Ведь сегодня если ты не соответствуешь чьим-то представлениям о красоте, успехе и образу жизни, тебя убьют лишь фигурально, ведь превратившись в парию, ты будешь выключен из социума настолько, будто тебя и нет вовсе…Но что-то я все о грустном, а ведь день не был только таким! Потом мы еще бродили по парку и грелись на нежном ноябрьском солнышке:
Это был последний день ежика и медвежонка, но они обязательно встретятся вновь, ведь на то она и дружба. А значит, мы будем всегда (с)
P.S. Покидали мы музей уже под Моцарта и это опять было неожиданно прекрасно!