Конечно, сколько бы ты в Риме не бывал (уж не знаю, меняется ли что-то, если в этом городе жить), на его карте всегда остаются слабо исследованные места, даже если твой путь пролегал мимо них множество раз. Так, направляясь неоднократно на площадь святого Петра или просто гуляя по Риму, я любовалась Тибром, который ночь дивно красит, скрывая неопрятность его вод; одним из живописнейших мостов через него - Сант’Анджело и одноименной крепостью, чье отражение дрожит в зеркале реки, что делает громаду замка будто легче и изящнее. А вот внутрь попасть все никак не удосуживалась, думалось, что будет еще день с погодой, когда находиться где-то внутри будет приятнее, чем снаружи. И вот этот день случился. Впрочем, начинался он не слишком пасмурно:
На самом деле значительная часть экспозиции замка Сант’Анджело - это сама крепость. Многие ее внутренние помещения заняты офисами и посмотреть можно лишь отдельные залы, ну и побродить по разным уровням крепостных сооружений, наблюдая Рим с высоты:
Да-да, дождик все-таки умыл его улицы в тот день и слегка отравил нам пребывание на открытых площадках крепости. Проблема была даже не в самом дожде как таковом, а в том, что он сделал лестницы и некоторые другие поверхности мокрыми и довольно скользкими. Но ангела мы все-таки нашли:
А вот тут траурное отступление о демонах. У меня, похоже, кармический дефект какой - как только я фотографируюсь со спутником дней моих суровых - зонтом, так он растворяется в пространственно-временном континууме. Если мой предыдущий зонт я потерять себе помогла, забыв его в одном из баров Неаполя, то этот у меня, не побоюсь этого слова, нагло увели. Дело в том, что здесь в порядке вещей оставлять зонт у входа в магазин в дождливые дни, а Сиена - такой маленький и спокойный городок, что никому и в голову не придет опасаться за его сохранность. Итог - пришла я домой вчера мокрая и злая, а теперь еще озабочена поисками нового друга о спицах…
Ну, а возвращаясь к ангелам, замечу, что экспозиция самого музея весьма скромная, состоящая в основном из работ религиозного плана, эскизов и опытных образцов скульптур, которые в частности потом были церковью избраны для тех или иных финансируемых ею возводящихся или отделываемых объектов. Еще представляют немалый интерес апартаменты папы, ведь когда-то замок служил и папской резиденций, будучи столь близко расположен с Ватиканом. Ну так вот, уж не знаю, как живет наш иезуит Франциск, но по сравнению со всем, что я видела и читала об отцах церкви высшего ранга раньше, эти палати были весьма скромными хотя бы по размеру и обстановке. Да, фрески, украшающие стены и потолок изумительны, но в целом помещения не подавляли излишней роскошью, что всегда вызывало у меня диссонанс с учетом проповедуемого церковью аскетизма. Внутренние же коридоры как раз и аскетичны до предела, вот разве что птицам они кажутся более уютными, чем подверженная всем ненастьям окружающая среда:
Мы еще и с чайкой по имени Джонатан Лиаингстон Чезаре познакомились в буфете. Да-да, он там настолько уже свой парень, что заимел имя, да такое громкое. Не зря и поведение у него вполне себе выдержанное в стиле мото его старшего тезки «пришел, увидел, победил» - заинтересованно наведывался ко всем расположившимся за столиками у оконных амбразур трапезничающим, но узрев у нас пищу относительно кошерную, укоризненно покачал головой и был таков...
Замок Сант’Анджело - все же скорее крепость, чем дворец, и гуляя по его сооружениям сознаешь, что во времена, когда она служила этому предназначению, взять ее при желании было бы непросто. Что интересно, крепостное сооружение в свое время поглотило останки другой роскошной античной постройки, которые по возможности бережно сохраняли и потому и по сей день очевидны. Во времена дохристовы здесь был сооружен мавзолей одному из любимейших императоров Рима Публию Элио Адриану, де факто - приемному сыну императора Траяна. Адриан был не только умелым политиком и военным стратегом, но и человеком тонкого вкуса и ума - он увлекался философией, музыкой и поэзией, ну и благоволил, соответственно, всем деятелям культуры своей эпохи. И вот не смотря на то, что юридически он никогда не провозглашался наследником Траяна, стал императором аж дважды. Видимо, не зря у французов всегда принято искать женщину: считается, что такому возвышению Адриана поспособствовала императорская вдова, но это уже другая история. Так вот, считается, что крепость возвышается над тем самым цилиндрическим мавзолеем Адриана, который во многом и определил ее форму:
poloromano.beniculturali.it
И не только ее, или мне это только кажется? Но не здесь ли Бернини нашел свое вдохновение при проектировании роскошной колоннады, обрамляющей площадь святого Петра в Ватикане?
Ну а меж тем сумерки спускались на город и зажигали его уютом огней вечерних окон. Собор святого Петра стал еще более прекрасным в вечернем и воздушным на сиреневом фоне сумерек:
Покидали мы замок уже в свете ночном, делавшем его особенно живописным, вот только желающих сию красоту писать с натуры вокруг почему-то не наблюдалось. Неужто убедил их в невозможности того запрещающий знак?