Что наша жизнь?

Oct 24, 2014 23:37


Так вопрошал в своей арии Герман. И сам же отвечал - игра! Что, в общем-то, изначально не относясь к жонглированию образами, более чем справедливо, учитывая то, сколько каждый из нас играет ролей одновременно: мы часто одновременно родители и дети, друзья и соседи, коллеги и однокашники, и т.п. Это вовсе не означает, что меняясь от роли к роли мы лицемерим, меняя вместе с маской и личину. Конечно, случается и второе, но все же большинство из нас играет свои партии самозабвенно и органично-бездарно для максимизации собственного благополучия, и лишь некоторые выстраивают четко направленные на достижение определенных целей стратегии, подчиняя им практически все представления своего маленького театра. Но, пожалуй, самое интересное случается тогда, когда театр - это не только закулисья собственного я со всеми порой в нас сожительствующими личностями, борющимися за выход на сцену, но образ жизни, главное в дней дело. Я уже о театре как об учреждении:



Всем известно, что люди творческие - особо увлекающиеся и чувствительные, но в то же время актерское ремесло со всеми из него вытекающими вовсе не предполагают этакую тихую и комфортную гавань для тонких натур, как раз напротив: в таких коллективах конкуренция принимает порой особо извращенные формы, а алгоритмы решения самых простых организационных вопросов могут походить на лабиринт Минотавра, причем чудовище на пути дерзновенного героя может встретиться далеко не одно, буде оно даже всего лишь о двух ногах… Именно эти хитросплетенья личных мотиваций и капризов судьбы, бесталанной пронырливости и талантливой наивности, сложных человеческих отношений и непростых характеров людей искусства и попытался в очень своеобразной манере изложить Михаил Булгаков, творчеством которого я продолжаю наслаждаться на досуге.

В "Театральном романе" (который еще известен как «Записки покойника») Булгаков рассказывает историю человека, грезящего о писательском поприще, первый роман которого, не смотря на убеждения всех присутствовавших на его чтениях в обратном, был не только напечатан, но и заказан одним из театров в виде пьесы для постановки на сцене. Интересно, что в этой работе Булгаков выписал множество характеров своих знаменитых современников, а прототипом самого Независимого театра стал и вовсе МХАТ. И хотя булгаковеды порой и не соглашаются друг с другом в том, кто был прототипом того или иного героя, но некоторые образы узнаваемы и не слишком изощренным читателем, тот же Станиславский, к примеру. Может поэтому автор и выбрал очень своеобразную форму подачи материла: хотя роман и написан от первого лица, Булгаков уже в предисловии отказывается от авторства, утверждая, что он лишь «издатель» записок Сергея Леонтьевича Максудова, который, отослав ему свое сочинение, покончил с жизнью. Видимо, во избежание возможных недовольств от лица тех, кто себя же на страницах может узнать, «издатель» предупреждает, что всё, содержащееся в «Записках...», - плод больного воображения и что «ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было». Роман невероятно фееричен своими остроумными описаниями особенностей богемной жизни и атмосферностью театрального бытия, завороженным которым суждено стать не только Максудову, но и многим читателям. Как говорится, если бы все в мире театра было бы не так, это стоило бы придумать. Но почему-то мне верится, что именно такая вот чертовщинка, причем совершенно человеческих рук дела, там творящаяся, и делает это место невероятно волшебным и притягательным для нас - зрителей. Ну и да, пожалуй единственное мое недовольство этим произведением состоит в том, что оно осталось автором незаконченным. А ведь сколько всего изумительного и экстравагантного могло еще успеть произойти на наших глазах... Да-да, именно так, ведь выписанные сцены удались автору так мастерски, что пробегая глазами по строчкам, ты то наблюдаешь вместе с Максудовым репетиции его пьесы из зрительского зала, то меришь шагами осенние улицы в не слишком подходящем сезону одеянии в попытках пристроить очередной рассказ и таким образом свести концы с концами, а то и участвуешь в поминках по пьесе, столь успешно пережитым Максудовым (и не пережитым его костюмом) в компании молодого актера, учащего начинающего драматурга премудростям выживания в мире театральном, где свои законы и порядки, простым людям неведомые и не слишком понятные поначалу. И может эти маленькие уроки жизни были предназначены не только Максудову, но и нам, читателям?..

фото, Записки покойника, театры, италия, книги, Театральный роман, сиена, михаил булгаков, игры, dynamic auto-painter, люди

Previous post Next post
Up