Такой совет часто дают тем, кто замечает, что явно оно вертится в неправильную сторону. Вот и я призадумалась, с учетом всех последних злосчастных случайностей, складывающихся в угнетающую закономерность. И пошла пообниматься с березками, русские же считают, что это помогает:
Хотя нет, березки были уже позже… Начался мой день с того, что отправилась я на семинар в Лондонскую школу экономики, место, надо сказать, для экономистов значимое. Там совершенно случайно рядом со мной сел один профессор, с которым мы уже пересекались в Рединге, но сразу он меня не признал (вроде, фальшивые усы я сегодня оставила дома!), а потом этой оплошности смутился и видимо пытаясь сию неловкость компенсировать, уже после самого семинара потащил меня знакомиться со звездами. Если бы утром мне кто сказал, что меня представят сегодня сэру Ричарду Лэйарду лично, я бы наверное того на смех подняла. А теперь прямо и не знаю, в таких случаях вроде положено потом всю жизнь руки не мыть? Не каждый же день тебе руку лорд подает…
Ну а вот как раз потом, на этой бравурной ноте я и отправилась к березкам, уж больно в кармически правильном месте они растут:
Галерею современного искусства Тейт я хотела посетить давно, но все как-то было не до того, а тут я уже в Лондоне, вторая половина дня, хорошая погода и меня никто назад срочно не ждет. Но даже это все меркнет на фоне того, что «давали»:
Я очень люблю творчество Анри Матисса: когда-то увидев его «
Танец» я пропала навсегда в неистовстве красок и линий, с нарочитой легкостью создающих иллюзию движения и яркий эмоциональный фон. Но это экспозиция была особой, так как охватила последнее увлечение художника - аппликационные композиции, создаваемые автором из бумаги, часто им же окрашенной гуашью, а также на ткани и в технике витражного стекла - уже в соавторстве с узкими специалистами в своих областях. Злые языки говорят о том, что художник упростил свою технику таким образом ввиду состояния здоровья, которое и правда, в последние его годы жизни было не ахти. Но я позволю себе с дилетантской наглостью и самоуверенностью не согласиться с этой версией. Дело в том, что среди цикла представленных на выставке работ были и репродукции из собственноручно Матиссом написанной книги «Джаз». Нет, художник не писал о музыке, хотя ему нравилась параллель между импровизационной основой сего жанра и его новой техникой. Он там писал коротко, но о многом: о цветах и композиции, которые будучи «на службе» у автора не должны становиться «господами»; о Боге и художнике, ведь лишь во вдохновенных, искренних работах есть частичка божественной благодати творчества; цитировал Гонкура, который восхищался представителями японского искусства, которые часто меняли свое имя, достигнув пика славы, чтоб избежать зависимости от своей репутации, успеха и даже техники. А еще он рассказывал там о том, насколько аппликация позволяет прочувствовать и создать форму и траекторию движения. На самом деле Матисс создавал свои работы не мгновенно, хотя фигуры, что он вырезал из бумаги часто были действительно продуктом потока сознания автора. Но порой они мигрировали из одной работы в другую, позволяя художнику достичь оптимальной композиции и расширить возможности выражения собственных мыслей и чувств. Мне кажется в этих его откровениях и стоит искать ответ, почему Матисс искал новые способы выражения себя, ведь именно свои последние работы - создание макетов витражей и фресок для капеллы в Вансе он посчитал самым значимым достижением в своей жизни…
И вот тут я включаю с трудом сдерживавшуюся прежде брюзгу. Удивила меня таки организация этой выставки и не сказать, что с лучшей стороны. Если вопрос температурного режима и не имеет такой уж судьбоносной важности (но если было жарко мне - человеку, который такого чувства практически не испытывает никогда, могу себе представить, как задыхались люди, привычные к более нормальным температурным режимам), то вопрос донесения до зрителя информации при главной, как считается, просветительской функции такого рода мероприятий, остался открытым. Нет, конечно была возможность взять аудиогид, комментировавший основные этапы и работы в этом направлении творчества автора. Меня смущает другое - сама книга «Джаз», то есть листы с ее репродукциями были выложены постранично, но перевода организаторы сделать не удосужились. Хорошо я учила когда-то французский и через тернии, но добралась таки до большей части обоснований и выводов автора, большинство же людей бросив взгляд на трудночитаемый курсив чужого языка не имел возможности вообще связать результат с образом мыслей художника. Я, конечно понимаю, что даже при наличии перевода, заинтересовался бы им не каждый, но грустно думать, что кто-то не смог получить всех тех знаний и приятных впечатлений от личности художника, которая проступает на этих живых страницах, где автор писал, правил себя, выходил за воображаемую строчку и т.д. Может быть поэтому вокруг так часто слышались несколько недовольные и недальновидные возгласы а-ля «и что в этом такого, я тоже так смогу!», ведь сегодняшний зритель порой не хочет принимать во внимание тот факт, что такой переворот в творческом подходе тогда был практически бунтом, это сейчас мало чем нас может современное искусство удивить. На выставке, кстати, демонстрируются также 2 короткометражные картины, снятые сыном друга художника, где можно автора наблюдать за работой. Особенно интересно было наблюдать за его ассистенткой с уже выветрившейся из моей головы русской (славянской?) фамилией, которая следуя указаниям художника крепила элементы конструкции к панно и макетам. Вот, должно быть, интересная работа была у девушки, ведь Матисс не выглядит на старой пленке избалованным и капризным художником, а работать с таким талантливым человеком - это всегда невероятный опыт! И да, вспомнились наборы цветной бумаги из школьной поры и захотелось опять взять в руки клей и ножницы. Ведь Матисс не только творил мир для других, он творил его и для себя - большая часть панно и отдельных бумажных декоративных элементов составляли неотъемлемую часть его мастерской, перенося старого, бального художника на теплые острова в океане. Нам ведь порой тоже так хочется попасть в другие миры, когда реальной возможности осуществить свои желания нет. Так почему бы тогда не попробовать подкорректировать свою реальность с помощью живых и чудесных в своей волшебной способности менять пространство форм и цветов?..