Свободные женщины Востока

May 20, 2014 21:23


Помню давно как-то в Италии еще, имела я дискуссию о положении иранских женщин и светскости царящего там сейчас режима. Европейцы вообще, конечно, в большинстве своем с трудом представляют себе реалии не слишком светского исламского государства, а тут еще в нашем окружении были два иранца, один из которых был слишком воспитан и позитивен в оценке любых проблем, а второй - с претензией на отнесение себя к мусульманам. Мировоззрение у него, и правда, было достаточно ориентированным на догматы ислама, что, впрочем, не мешало ему употреблять спиртные напитки в столь неумеренных дозах, что закончилось это однажды танцами на улице. Нет, вы не поймите меня превратно, я сама из государства мусульманского (хотя и светского), да и к хорошему спиртному неравнодушна, но двойные стандарты меня несколько раздражают. Так вот, естественно нелицеприятные для европейцев подробности режима, царящего в своей стране они не озвучивали никогда, создавая иллюзию относительного благополучия и движения общества в сторону прогресса. Это уже потом появился в Сиене еще один иранец, от режима практически бежавший и в отличие от своих коллег всем и каждому на своем пути жаловавшийся на всевозможные притеснения. Но я в общем-то не о том сегодня собиралась написать. Ведь любое мнение по теме будет субъективным. Но ведь порой мнение человека оттуда хотя бы оставит по себе какие-то вопросы на повестке дня живущих в приятном неведении? Потому мне было особенно интересно познакомиться с таким вот достаточно предвзятым ввиду личного опыта, послужившего ему основой, мнением от той самой свободной женщины Востока, Маржан Сатрапи. Госпожа Сатрапи - французский писатель, иллюстратор и режиссер иранского происхождения. Ее воспоминания детства и легли в основу графического романа, на основе которого был создан полнометражный анимационный фильм:




Пересказывать содержание картины бесполезно да и не нужно. Разве что стоит наметить канву повествования. Родилась Маржан в семье не самой обычной - дедом ее был принц, а дядей - коммунист. Потому в семье царили достаточно либеральные нравы, а раннее воспитание Маржан (которому, стоит признать, она все равно активно сопротивлялась) было достаточно свободным. Но грянула революция и родители отправили девочку от греха подальше в венский колледж. Годы, проведенные в Австрии оказались для девочки не такими, какими должно быть они рисовались ее родителям. Устав быть чужой и оказавшись в безнадежном для себя тупике, Маржан возвращается в Тегеран, где после окончания войны режим все больше ужесточается. Не слишком покорной по натуре, да еще и знакомой с другим образом жизни девушке трудно играть по правилам. В определенный момент замужество кажется ей правильным выходом. Но семейная жизнь не складывается, ведь одно - любить человека, его почти и не зная - видясь с ним пару часов в неделю, а другое - испытать чувство на прочность реалиями брака. Вот только развод для иранской женщины - не самая радужная перспектива, о чем ее честно предупреждает подруга. Только бабушка продолжает поддерживать внучку в ее желании не потерять себя и не растрачивать свою жизнь понапрасну. И Маржан покидает страну, теперь уже окончательно, как бы ни было ей потом сложно жить с этим решением…

Анимационно картина решена бесхитростно и минималистично. И я даже пока не могу для себя решить, позволяет ли это зрителю меньше ужасаться происходящему на экране или наоборот подчеркивает все острые углы повествования. Однако в картине также есть как визуальные хулиганские шуточки на грани фола, так и разбросанные местами по повествованию типично девичьи, и потому достаточно атмосферные, элементы видеоряда. Фильм был номинирован на премию Оскар в 2008 году, которую на удивление отдали тогда пусть и ароматному, но достаточно одноразовому «Рататую». С одной стороны оно и понятно, уж больно «Персеполис» - нишевая картина, не для семейного просмотра, да и трудно ее отнести к чисто развлекательному контенту. С другой - социальный контекст на лицо, как это академики любят. Но, видно звезды так тогда сошлись. Ведь на самом деле это совершенно разные весовые категории. Даже с поправкой на субъективность автора, для общего развития рекомендуется смотреть всем!

Оскар, Маржан Сатрапи, Италия, Иран, иранцы, Сиена, анимация, ислам, Рататуй, Персеполис

Previous post Next post
Up