Странный сегодня день для праздника. Да и не ощущается он здесь - даже не знаю, празднует ли Англия окончание Второй Мировой и если да, то когда? Здесь сегодня какой-то невнятный день Европы, даже не дотягивающий в своей серьезности до дня выходного. В Италии относительно бурно отмечают только день освобождения от фашизма, но это было еще 25 апреля. Да и пришедшее вчера печальное известие наложило свой отпечаток. Так что я решила сегодня просто вспомнить всех, кто ушел. Ну и начну, пожалуй, с событий к войне отношение имеющих. Мои дед и прадед воевали. И если дед дошел до Берлина, служа в разведке и получив в довесок к медалям да орденам ранения ноги и спины, то о том, что и прадед побывал на войне я узнала недавно и в общем-то случайно. Дело в том, что он ушел очень рано - я знала лишь о его очень слабом здоровье. Но недавно моя сестра вдохновилась на разгребание руин нашего генеалогического древа и складывая крупицы информации, которые мы в свое время намели в из разных сусеков, наша общая картинка несказанно прояснилась, ведь прежде кроме имени деда, слабости его легких, да рода деятельности, я о нем ничего и не знала. А вот же, прошел всю войну и вернулся домой живым. Правда, прожил после войны не долго, но все-таки. А второй мой дед провел военные годы на центральноазиатских как раз рубежах. Я, правда, не очень поняла, чего опасались там, но там он и остался служить после войны, в холодной Нарынской области, тогда, правда, называвшейся еще областью Тянь-Шанской, по названию горной системы, граничащей с Китаем на ее перевалах. И это была в некотором роде судьба - в поселок Ат-Баши как раз и попала по распределению молодым врачом моя бабушка. Но это уже другая история. Опять же, уже из последних раскопанных сестрой фактов, другой наш прадед был угнан из Украины в немецкий концентрационный лагерь, из которого уже и не вернулся, а отец его был расстрелян немецкими интервентами прямо на пороге своего дома. А раньше я наивно думала, что нашу семью война относительно пощадила, не слишком проредив ряды и так не слишком раскидистого фамильного древа…
Прошло почти семь десятков лет и видимо люди нашей в прошлом единой многострадальной страны, сумевшей выстоять в той страшной войне забыли обо всех ужасах, ей обычно сопутствующих. Иначе не расцвел бы сейчас столь махрово патриотизм, бездумно удобряющий милитаристские чаяния отдельных властьпридержащих. И самое страшное в той идущей уже вовсю войне - даже не подлая ее диверсионно-информационная подковерность, а то, что заставляет она вставать по разные стороны баррикад порой родных и близких, вчерашних знакомых и приятелей, мирно соседствовавших десятилетиями. Неужели нам нужна опять война, ведь все ее жертвы - это наши общие жертвы и во имя чего? Ведь когда-нибудь этот амок рассеется и нам нужно будет искать силы и мужество учиться жить опять рядом друг с другом, но все то, что уже мы натворили, так просто будет не изменить. Как мы будем смотреть в лаза друг другу? Ведь так можно посеять лишь ненависть…
Ну и возвращаясь к обстоятельствам немногим более личным, не могу не вспомнить еще раз о чудесном человеке, с которым меня свела жизнь здесь, на просторах Живого Журнала. В реальной жизни мы встретились бы вряд ли - я никогда не была в Одессе, она - в Центральной Азии. Да и некоторое количество лет между нами, которые, как оказалось, вовсе не мешают близкому общению, в реале порой разводят людей по разным весовым категориям. Пришедшая вчера весть об уходе из жизни Лены меня потрясла до слез. Сегодня я просто грущу. Даже не о том, что она ушла, ведь мирозданье порой мудрее нас и иногда уход - синоним избавленья из тенет страданий мирских. А о том, что я не успела узнать ставшего мне дорогим человека ближе, что я не успела с ней познакомиться лично, попрощаться. А еще я понимаю, что приходит время, когда смерть, которая встречается на твоем пути, приходит уже не за представителями старшего поколения, а за твоими друзьями. Конечно, это бывает всегда, но с возрастом настает момент, когда нужно принять это уже как данность. Сегодня очень важный по христианским канонам день - девятый с твоего ухода
fellya. Лена, я так и не узнала, нравится ли тебе творчество Беллы Ахмадулиной, но сегодня я вспоминаю о тебе ее строками…
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959