По моим ощущениям, мало кто из русскоязычной читательской аудитории знаком с творчеством американской писательницы Патриции Хайсмит, хотя многие наверняка видели экранизацию ее романа «Талантливый мистер Рипли», в которой была занята плеяда блистательных актеров (Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Бланшетт, Филип Сеймур Хоффман и др.). Она и прославилась в свое время своими психологическими детективами с налётом нуара. Но так как я не большой любитель детективного жанра, свое знакомство с ее творчеством начала со сборника малой прозы. Что я могу сказать, она меня поразила… Каждая из достаточно коротких историй, рассказанная ею, заслуживала отдельного внимания (если не настроения), а потом и времени на какое-то короткое раздумье и переваривание (простите за физиологичность метафоры, но так оно практически и есть!), потому чтение растянулось практически на несколько месяцев. И да, редко оно обходилось без чашечки кофе, больно его не лишенная приятности горчинка подходит к изнанке жизни, завесу над которой частенько поднимает автор в своих литературных экзерсисах. Сегодня горечь расставания с книгой, как с полюбившимся другом, общение с которым стало мне действительно дорого, я решила подсластить маршмэллоу, который мне настойчиво однажды рекомендовали употреблять так, а не в какао, как мне привычней. И да, это было большой ошибкой, ведь надеяться на натуральность сего подсластителя сегодня не приходится, а кофе - напиток до неприличия честный, подчеркнул всю их искусственную гадость сладость:
Очень многие критики и читатели отмечают в ее творчестве налет человеконенавистничества. Я этого не вижу, скорее не могу не восхищаться ее отстраненностью при повествовании, которой сама выдержать совершенно неспособна. Да, я знаю, что в своих суждениях часто бываю пристрастной и порою крайне субъективной, а что делать, мои суждения о мире строятся, прежде всего, на собственном опыте его познания, но может именно потому мне и импонирует привычка автора воздерживаться от оценок изображаемых ею персоналий. Она, рассказывая свои истории, порой забавные, а порой и более чем трагичные, всегда оставляет за читателем право судить своих героев, выбирать - сочувствовать им, или же видеть в изгибах их линий судьбы в некоторых случаях справедливое возмездие. Нельзя сказать, что автор разбирает своих героев по косточкам, предоставляя на наш суд их действия и мысли, но несколько четких, ярких мазков художника - и нам открывается внутренний мир совершенно разных людей, отличных в принадлежности к полу, классу, профессии и т.д. И такое многообразие очень достоверных образов поражает, прежде всего, ввиду обстоятельств ее собственной жизни, а Патриция прожила не самую счастливую жизнь - она была одинока с самого детства - нежеланный ребенок уже успевших развестись к моменту ее рождения родителей, да и потом личная жизнь не складывалась. Был ли в этом виноват алкоголь, который присутствовал в ее жизни, или он был скорее последствием череды крахов ее жизненных устремлений - кто знает. Будучи тоже человеком интровертного типа, я понимаю ее тягу к уединению и предпочтение ею компании животных миру людей. Может потому главными героями многих ее рассказов стали также и звери, характеры и образ мышления которых были автором очеловечены. Кому-то такой подход покажется странным, а может и вовсе неверным для не детской литературы, мне же кажется, вкладывая кусочек человеческой души другим созданиям животного мира можно сделать их нам чуточку ближе, пробудить в нас сострадание, сопереживания их порой вовсе не сладкой жизни, и сделать чуть терпимее и внимательнее ко всему живому. Человеку в том числе…