Экранизация библейских тем - задача, должно быть, особенно непростая для режиссера, ведь очень тяжело не скатиться в банальное восторженно-приторное повествование или наоборот, не задеть чьи-то чувства, реконструировав при этом времена давно минувшие, да показать их так, чтоб поступки, пусть и более чем неординарных героев, и их мотивации, были понятны людям нашего (прежде всего, современного режиссеру) времени - верующим, думающим о себе, как о верующих, и может даже атеистам. За такую непростую задачу в 1975 году взялся Роберто Росселлини:
Интересно находить подтверждения тому, что религиозные искания не минуют и тех, кто в юности к тому предрасположенности не имел. Конечно, это субъективно мое мнение, но вот даже фильмография Росселлини тому подтверждение - если в начале своей карьеры этот итальянский режиссер своими экспериментами (например, те же занятые в большинстве своем непрофессиональные актеры в «Рим, открытый город») заложил основу неореализму, то достигнув зенита славы, начал снимать то, что ему тогда показалось интересным. Конечно, можно назвать картины и телевизионные фильмы о блаженном Августине, Франциске Ассизском, деяниях апостолов, а потоми самом сыне Божьем историческими и костюмированными, но может в этом было что-то помимо жажды красивой картинки по ту сторону камеры?
Сказать, что режиссер открыл мне что-то новое, могу только о традициях народа израилева; технические решения, использованные в картине, приятны своей минималистичностью - понятно, что спецэффекты на момент съемки для изображения творимых сыном Господним чудес еще не вошли в такое широкое использование, да это даже и хорошо - больше простоты и достоверности никак не вредит разговору о вещах серьезных. Сцены избиения младенцев выглядят, конечно, слегка наивно - римские легионеры двигаются очень уж некоординированно (уж простите такие мелкие брюзжания профессиональной в прошлом спортсменки, привычной к наблюдению тренированных тел, а разве не таковыми они должны быть в профессиональной армии?). Так же понравилась более чем открытая концовка - зная Библию, мы предполагаем воскрешение Христа, но как было на самом деле, ни нам, ни режиссеру неизвестно, но это нисколько не отменяет, и, тем более, не обесценивает равной для всех нас значимости того, что он проповедовал. Интересна была сцена тайной вечери, уж больно много внимания ей уделялось в искусстве, а сравнивать разные виденья всегда любопытно. Помните дискуссию в «Коде да Винчи» Брауна о священном Граале и вопрос, сколько чаш было на трапезном столе? Так вот, уж не знаю, на что опирался Росселлини, хотя чаши были у всех участников вечери, «кровь христову» они вкушали из одной, которую Христос им подал, и которая впоследствии передавалась из рук в руки…
Если обратиться к кастингу, тут у меня все-таки есть кое-какие претензии. Артистка, создавшая образ девы Марии настолько юна, что если в начале фильма это лишь добавляет ей прелести свежести, то оставаясь такой и на момент погребения своего 33-летнего сына она хоть и подтверждает метафоричность своей девичьей невинности, но выглядит слегка ненатурально. Иисус, вероятно, выглядит достаточно близко к тому, как его канонически рисуют - симпатичен, темноволос, строен, но его какая-то излишняя нервная тонкость и слегка чрезмерная женственность (поймите меня правильно, он вполне себе атлетичен и даже по-мужски привлекателен, но слишком изящен и утончен) не позволяет мне верить в его, созданного в этом образе богочеловека, способность вести за собой людей и пройти предначертанные ему испытания во имя очищения всех грешников. Даже Иоанн-креститель, при всей своей не меньшей, в общем-то, смазливости, более убедителен, потому как толкует спокойно и размеренно, независимо от того, крестимый ли это им в реке еще миг назад сребролюбивый купец или правитель тетрархии, обладающий властью его казнить в любой момент, в общем-то, без причины на то, что в последующем и произойдет, не смотря на зародившуюся к нему у тетрарха симпатию, а все из-за прихоти Саломеи. Вот не зря вошло в обиход у французов выражение "сherchez la femme", если не понятны причины или мотивы действий - "ищите женщину"!
Тем не менее, и при наличии таких в целом мелких претензий к постановке, картина имеет качество вневременное, так как по содержательности и достоверности изображения времен и событий с моей, в общем-то, дилетантской точки зрения, даст фору многим снимаемым сегодня на сходные темы фильмам...