Кража невесты - почёт, да не каждый украдёт
армянская поговорка
Когда-то в детстве, смотря одну из любимых советских комедий о приключениях такого нелепого, но именно тем и очаровательного Шурика, пожалуй, невозможно было поверить, что кража невест - еще не изжитое явление на наших многонациональных просторах. Посему связанные с ней события казались экзотическими и почти невероятными:
Click to view
Кто же тогда знал среди славянского городского населения горной республики, что к концу века двадцатого и тогда хоть и непредсказуемого, но неотвратимо надвигающего развала Советского Союза, даже в наших провинциях такая жестокая традиция, наряду со многими другими менее, начала жить новой жизнью, ведь центру было уже не до происходящего на его окраинах, как и местным органам власти, которые предпочитали не тревожить видимость стоячей воды кажущегося относительно стабильным гражданского благополучия.
С обретением независимости, в традиционные нормы регулирования общественных отношений нужда вдохнула новую жизнь, ведь оказалось, что то, как мы прежде жили, почему-то неправильно, а западные демократические веяния оказались пока слишком чуждыми, ведь они шли в паре с экономическими свободами, которые на заре независимости если кому и принесли выгоду, так бывшим партийным аппаратчикам, обладавшим худо-бедно навыками и ресурсами, чтоб не только приспособиться к новым условиям, но и отхватить себе по лакомому кусочку отданного якобы на приватизацию народу общественного пирога. Народ же беднел под бременем инфляции и безработицы, и выживать вместе стало легче - так вернулись в некоторой мере изжитые из городской жизни советскими идеями расширенная семья и присущий кыргызам трайбализм, с которым прежде и бороться то особо не приходилось, другие были законы функционирования общества. Ну и конечно поиск национальной идеи развития и жажда самоидентификации народа, прожившего несколько поколений по чужим правилам, не могли не внести своей лепты. И вот сейчас мы пожинаем плоды - разделяя юридически ценности демократические, имея законодательство, де юро защищающее права человека, де факто отдельные члены общества оказались вне эгиды закона, и хуже всего, что относится это чаще всего к тем, к чьим правам и свободам, ради светлого будущего нации, стоило бы относиться внимательней. Если в городе кражу невесты чаще всего «разыгрывают» в угоду традициям - девушка обычно прекрасно знает, когда ее приедут "умыкать" и активно к этому готовится (маникюр, педикюр, глубокая эпиляция зоны бикини), то в провинции все происходит всерьез и без оглядки на чувства, мыли и планы другого человека, какие уж там права и свободы. Часто воруют девушек, которые еще даже не достигли совершеннолетия и не получили еще даже среднего образования, не смотря на то, что по закону брак заключается лишь по достижении 18 лет (16 лет в особых обстоятельствах). Чаще всего те, кто совершают такие насильственные действия - мужчины, которые иначе вряд ли смогли бы жениться ввиду отсутствия всего того, что они могут предложить будущей супруге. Зачастую они значительно старше своих будущих жен, а девушки, вынужденные потом мириться с таким насильственным браком уже не получают возможности не только получить высшее образование, а даже закончить школу, а значит получить хоть какой-то экономической независимости, дающей возможности уйти из семьи, буде такая не удовлетворяет каким-то ее ожиданиям. И да, такие «браки» чаще всего остаются не зарегистрированными граждански, во многих случаях над «молодоженами» проводится лишь мусульманский обряд бракосочетания, не слишком внимательно обращающийся к согласию вступающих в него сторон и в общем-то потом не дающий никаких прав таким «супругам», а иногда и их детям, стань они в один день неугодны «своей» новой семье. Чтобы девушки не смогли избежать такой «завидной» участи, при умыкании их часто насилуют, а их семьи соглашаются после на порой случающиеся мезальянсы только чтоб случившийся позор не лег на их семью. И да, городские девчонки порой тоже подвергаются такому риску, особенно приезжая погостить к родне в села, ведь идеи социального лифта никто не отменял. А милиция смотрит на все происходящее как на нормальное положение вещей и закрывает глаза на вершащиеся преступления против прав и свобод гражданок своей страны. Такая незавидная участь кыргызских женщин привлекла уже и внимание общественности. Я верю в потенциал гражданского сообщества в решении проблем, хотя пока наше может до него еще и не дозрело. Но ведь для этого нужно совершать хоть какие-то попытки изменить ракурс рассмотрения ситуации и возможно внимание к проблеме извне заставит наши органы власти быть внимательнее к нарушению закона, широко творящегося в стране под покровом национальных традиций. Если у вас найдется минутка лишнего времени чтоб подписать соответствующую
петицию, или даже пара, чтоб распространить ее в своей социальной сети, я буду вам, друзья мои, премного благодарна! Ведь как бы не стыдно порой было выносить сор из избы, делать иногда это надо, в надежде на лучшее будущее сотен совсем юных и беззащитных девчонок...